Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района
Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу
Алёна ЛЮДВИГ
Итоги реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за ii квартал 2013 года подведены в Заполярном районе.
О том, как претворяется в жизнь государственный проект на Крайнем Севере, рассказала и. о. начальника Управления образования администрации Заполярного района Надежда ГЛИНСКАЯ.
– Надежда Дмитриевна, расскажите подробнее для наших читателей, в первую очередь для родителей обучающихся, о данной образовательной инициативе. В чем преимущество «Нашей новой школы» в сравнении с традиционным образованием?
– Думаю, что наиболее ярко главное отличие может проиллюстрировать восточная мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт весь день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Тенденция современного образования состоит в том, чтобы не просто давать ребенку определенный объем школьных знаний в соответствии со школьной программой, а научить его приобретать необходимые знания и применять их. В этом смысле «Наша новая школа» основывается на опыте традиционного образования, одним из постулатов которого было «научить ребенка учиться». Но важно «научить учиться» в современных условиях развития общества. Для этого и реализуются пять основных направлений проекта «Наша новая школа»: новое содержание образования, квалификация педагогических кадров, внимание к одаренным детям, изменение школьной инфраструктуры, забота о здоровье обучающихся.
– Расскажите об этих пяти направлениях подробнее. Насколько они актуальны?
– Первое направление национальной образовательной инициативы – это переход на новые образовательные стандарты. О них необходимо рассказать подробнее, потому что это основа необходимых изменений.
Новые стандарты включают три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.
Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников.
Например, если говорить о начальной школе, то в 2012 / 2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Заполярного района новые образовательные стандарты реализовывались в 1 – 2х классах 27 образовательных учреждений Заполярного района. Это 558 обучающихся начальных классов – 49,5 % от всех обучающихся в начальной школе. На базе МКОУ «Ненецкая общеобразовательная средняя школаинтернат им. А.П. ПЫРЕРКИ» создана «пилотная» площадка по опережающему введению новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО).
На территории Заполярного района НАО переход на ФГОС НОО осуществляется поэтапно в нескольких направлениях. Была проведена большая подготовительная работа во всех образовательных учреждениях. Вопервых, приводилась в соответствие нормативноправовая база, разрабатывалась основная образовательная программа, вносились изменения в должностные инструкции. Также в педагогических коллективах разрабатываются рабочие программы по учебным предметам.
Вовторых, важным требованием для реализации ФГОС НОО является совершенствование материальнотехнической базы образовательных учреждений. В настоящее время для оснащения классных комнат приобретено более 40 комплектов интерактивных досок, мультимедийных проекторов для начальной и основной ступеней обучения. Также в соответствии с ФГОС НОО в школах составлен план оснащения учебного процесса оборудованием. В 2013 году федеральным бюджетом предусмотрена субвенция на модернизацию региональных систем общего образования в размере около 11 миллионов рублей. Денежные средства планируется направить на приобретение учебнолабораторного, учебнопроизводственного, компьютерного и спортивного оборудования. Например, четыре миллиона рублей направлены на приобретение кабинетов физики, ОБЖ, лингафонного кабинета. Денежные средства предназначены на обновление оборудования для школьных столовых, пополнение фондов школьных библиотек, повышение квалификации педагогов. Отмечу, что работа с кадрами – неотъемлемая составляющая перехода на новые образовательные стандарты. К примеру, курсы повышения квалификации в I полугодии 2013 года прошли около 50 учителей и педагогических работников Заполярного района.
Деятельность по введению ФГОС НОО продолжается. С сентября 2013 года руководителями образовательных учреждений планируется создание рабочих групп по подготовке к введению новых образовательных стандартов.
– Второе направление проекта «Наша новая школа» – развитие системы поддержки талантливых детей. Каким образом это осуществляется?
– Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Во II квартале 2013 года Управлением образования администрации Заполярного района велась работа по вовлечению обучающихся в мероприятия различной направленности, позволяющие выявить и поддержать талантливых школьников. Это и олимпиадное движение, и проведение различных конкурсов. Радует, что с течением времени все больше образовательных учреждений и школьников принимают участие в районных мероприятиях. Для выявления и поощрения талантливых ребят в образовательных учреждениях Заполярного района ежегодно проводится конкурс «Ученик года». В этом году трем медалистам из МБОУ «СОШ п. Искателей» были вручены денежные сертификаты. Один из золотых медалистов Владимир РУДНИЦКИЙ был включен в Международную ежегодную энциклопедию «Одарённые дети» (IX выпуск) за 2013 год (рубрика «Им принадлежит будущее»).
В образовательные учреждения Заполярного района направлена информация о создании регионального электронного банка данных «Одарённые дети» ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования».
– Каким образом реализуется третье направление проекта «Наша новая школа» – совершенствование учительского корпуса?
– Система моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства в нашей стране существовала всегда. Самое главное сейчас – привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей. А это и в городской среде сделать непросто, еще сложнее привлечь молодого талантливого учителя для работы в сельской школе. Но тем не менее работать в этом направлении необходимо. Система моральной поддержки – это традиционные конкурсы педагогов, поддержка лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В Заполярном районе ежегодно проводятся муниципальные конкурсы для учителей, педагогов дошкольного и дополнительного образования. Победители муниципального этапа становятся участниками окружных конкурсов, выезжают на региональные и всероссийские конкурсы.
– Что в Заполярном районе предполагается сделать в рамках четвертого направления – изменения школьной инфраструктуры?
– В первую очередь это строительство новых зданий для создания комфортных условий воспитания и обучения детей, деятельности педагогов. Сооружение новых социальных объектов: школ, детских садов и спортивных сооружений – намечено в различных населенных пунктах. Были заключены муниципальные контракты на строительство школысада в Бугрино, детского сада на 80 мест в УстьКаре, школы на 150 мест в Индиге, школы на 300 мест в Красном, школы на 110 мест в Нижней Пеше, детского сада на 30 мест в Шойне, детского сада на 80 мест в Харуте. Строятся спортивные сооружения в Нижней Пеше, Неси, Амдерме. Ежегодно в имеющихся зданиях образовательных учреждений проводятся текущие и капитальные ремонты.
Важная часть изменения школьной инфраструктуры – создание адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов. В образовательных учреждениях Заполярного района во II квартале 2013 года функционировало 16 коррекционных классов, в которых обучалось 138 детей. В МКОУ «Ненецкая СКОШИ» обучалось 60 человек. 21 ребенок находился на индивидуальном обучении. Было организовано и дистанционное обучение.
– И самое важное для всех пап и мам направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – это сохранение и укрепление здоровья школьников. Каким образом можно изменить существующую систему школьного образования?
– Дети проводят в школе значительную часть дня. Поэтому сохранение, укрепление их физического и психического здоровья – проблема не только родителей, но и педагогов. Организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания, спортивных занятий, профилактики вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни – все эти задачи решаются в стенах школы.
В учебный план образовательных учреждений Заполярного района введён третий час физической культуры. В школах организована работа спортивных секций, способствующая сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В 2012 / 2013 учебном году спортивные секции в школах посещали 1574 человека.
Ежегодно спортсмены участвуют в районных, окружных, всероссийских соревнованиях, показывая хорошие результаты.
В целях пропаганды здорового образа жизни в мае 2013 года прошел конкурс на лучшую организацию дня здоровья. В конкурсе приняли участие 27 образовательных учреждений. По решению экспертной комиссии победителями конкурса признаны омская школа, красновский детский сад, искательская детскоюношеская спортивная школа.
Еще один важный компонент сохранения здоровья детей – улучшение школьного питания. За счёт средств бюджета Ненецкого автономного округа все учащиеся образовательных учреждений Заполярного района во II квартале 2013 года получали горячие завтраки. За счет средств районного бюджета обучающимся из малообеспеченных и многодетных семей, посещающим группы продлённого дня, предоставлялось питание. Ученики, проживающие в пришкольных интернатах, были обеспечены пятиразовым питанием. Было организовано дополнительное питание для начальных и подготовительных классов: они обеспечиваются бесплатным молоком или молочными продуктами.
Ежегодно в Заполярном районе проводится летняя оздоровительная кампания. Организуются летние пришкольные площадки, профильные смены, выездные оздоровительные поездки школьников.
– Что мешает в полной мере воплощать в жизнь мероприятия национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»?
– Имеющиеся трудности связаны с особенностями нашего региона, в основном это связь, транспортная доступность. Проблемными вопросами перехода на новые образовательные стандарты были и остаются несовершенная интернетсвязь, языковые проблемы освоения ФГОС НОО детьми, прибывающими из семей кочующих оленеводов, разработка контрольноизмерительных материалов для мониторинга и оценки результатов введения образовательных стандартов. Затрудняют реализацию мероприятий по совершенствованию учительского корпуса отсутствие у педагогов собственного жилья в сельских населённых пунктах и комфортных бытовых условий. Трудности с интернетсвязью порой сводят на нет организацию дистанционного обучения. Радует, что проблем нет только в реализации такого направления, как «Развитие системы поддержки талантливых детей» – потенциал у наших ребят замечательный.
– Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» еще в самом начале. Когда можно ожидать ее результатов?
– В соответствии с современной моделью образования рубежом станет 2020 год, так как стратегические планы развития школы рассчитаны до этого времени. Насколько удастся осуществить всё запланированное, покажет время.
9 мая 2024 г.
Уважаемые земляки!
Примите сердечные поздравления с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!
8 мар 2024 г.
Прекрасные северяночки!
В этот день весны, красоты и нежности мы с огромным удовольствием вновь выражаем признательность и благодарность за то, что вы ежедневно украшаете мир, дарите нам повод для улыбки, а также стимулируете к большим достижениям и героизму.
23 фев 2024 г.
Уважаемые земляки!
От имени Совета и администрации Заполярного района поздравляем вас с Днём защитника Отечества!