Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

Татьяна ДАВЫДОВА: «Победа в конкурсе – стимул к плодотворной дальнейшей работе»

Татьяна ДАВЫДОВА: «Победа в конкурсе – стимул к плодотворной дальнейшей работе»

Валентина ЮРЬЕВА

Традиционно в конце ноября и начале декабря в округе проходят Дни ненецкой культуры и письменности. В столице и сёлах региона открыты различные площадки для изучения родной культуры...

 

Школа ненецкого языка, конкурсы и викторины, культурно-развлекательные и познавательные встречи со знатоками самодийской культуры. Для учителей ненецкого языка это время особенное – они собираются за круглым столом, чтобы обсудить насущные вопросы преподавания.

Как сегодня построить урок, чтобы ребята заинтересовались предметом, пополнили словарный запас и умели поговорить на бытовые темы? Такие вопросы ставят себе не только учителя родного языка в Ненецком округе. Подобная проблема существует в каждом регионе, где преподают второй язык. А подтверждает этот факт Всероссийский конкурс среди учителей родных, включая русский, языков. Ежегодно он объединяет десятки педагогов с республик, округов и областей, которые хотят понять, какие методики сегодня эффективнее и что интересно ребятам.

Ненецкий округ не раз отправлял на престижный конкурс учителей сельских и городских школ. Пожалуй, этот год Ненецкий региональный центр развития образования – именно он готовит учителей к конкурсу – запомнит надолго. Татьяна ДАВЫДОВА, учитель ненецкого языка в индигской школе, приехала с почётным третьим местом. Мы сходили в гости к педагогу и попросили рассказать о конкурсе и своей работе.

 

Татьяна Юрьевна, расскажите о конкурсе, а также о том, как Вы стали его участником.

 

— «Мастер-класс учителей родных, включая русский, языки» организует Министерство образования и науки РФ, а точнее Федеральный Институт национальных проблем языкознания. Его участниками становятся победители регионального этапа конкурса «Учитель года». Поскольку мне посчастливилось завоевать такое звание, мне предложили попробовать свои силы на ещё более высоком уровне. Преподаю в индигской школе 40-й год. После окончания Нарьян-Марского педучилища сразу поехала в родную школу. Так сложилось, что высшее образование не получила. Для обновления знаний и практики ездила на различные курсы в Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, обучалась у педагогов других сельских школ. Для меня этот конкурс был первым всероссийского масштаба. В подготовке мне помогал Центр развития образования.

 

— Как проходил сам конкурс?

 

— Он проходит в два этапа – заочный и очный. Для заочного этапа надо было сделать видеозапись открытого урока, а также планы по внеклассной и учебной работам. Жюри оценивало и публикации. Например, я привезла литературные пробы своих школьников – это 15 сборников. Стихотворения на русском и ненецком языках, небольшие рассказы о деревенской жизни печатают в окружном детском журнале «Пунушка», альманахе «Молодые голоса тундры». Очень горжусь сборником прозы и поэзии только наших учеников. Этнокультурный центр помогает нам публиковать наши небольшие, но уже произведения.

Очный этап проходит в Москве. На протяжении трёх дней мы, учителя родных языков, столько интересного увидели и узнали. Во-первых, сидели на открытых уроках. Тут учителя проявляли себя со всех сторон: пели, танцевали, сценки придумывали, демонстрировали национальные костюмы. Учитель сегодня должен быть творческим, чтобы привлечь внимание детей к своему предмету. К тому же во многих школах доступна необходимая техника: ноутбук, проектор и пр. Открытые уроки мне очень понравились, я как будто побывала на курсах повышения квалификации. Сидела и думала про себя: «Ага, это мне может пригодиться на уроке. Вот этот элемент и этот метод возьму себе на заметку». Я счастлива, что поехала на этот конкурс даже ради того, чтобы узнать, как работают учителя родных языков в других регионах, с какими трудностями встречаются и как с ними справляются.

 

— А с какими трудностями сталкиваются учителя ненецкого языка в нашем регионе?

— Нет обновлённой методической базы. С новым законом «Об образовании» внедряются современные образовательные системы, к ним, естественно, должны прилагаться обновленные учебники. Однако у нас в округе с этим проблема – нет экспертного совета, который рекомендует учебники к использованию на уроках. Книги наших авторов периодически выходят, но не проходят должного контроля. Недавно в свет вышли книги Розы Ивановны КАНЮКОВОЙ, но они для начальных классов. Знаменитый профессор, специалист по ненецкому языку Мария Яковлевна БАРМИЧ издаёт учебные пособия и словари. Поэтому нам приходится работать по старым учебникам или книгам ямальских авторов. Во время третьего дня конкурса за круглым столом с депутатами Государственной думы Людмила Яковлевна ТАЛЕЕВА, методист Центра развития образования, поднимала этот вопрос, но чёткого ответа от парламентариев не услышала. Без учебников нового поколения, которые бы соответствовали федеральным стандартам, качество образования по родным языкам повышаться не будет.

 

— Сколько часов в неделю дети в вашей школе изучают язык?

 

— Два часа в неделю проходят уроки ненецкого языка. Третий час – это литература народов Севера, культура ненецкого народа для начальной школы, для ребят средних классов – краеведение. В 9 классе ученики знакомятся с экономикой округа. В нашей школе ненецкий язык изучают с 1 по 9 класс – это более 90 учеников. Больше половины из них ненцы, остальные коми, русские, украинцы, белорусы, есть ученица из Дагестана. Кстати, в своём презентационном видеоролике я показала, как она читает стихотворение ПИЧКОВА на ненецком языке. На конкурсе учитель из Дагестана так обрадовалась, что увидела родное лицо, и мы подружились. Она мне подарила куклу-джигита. А вообще, чтобы уроки были эффективными, надо создавать языковую среду, погружать детей в языковое пространство. Мы составляем диалоги, придумываем проблемные ситуации, показываем мини-сценки. Конечно, говорить о том, что дети знают язык, как родной, нельзя. У ненецкого языка не равный статус с русским, как например, у татарского или дагестанского. В республиканских школах уклон на родной язык очень сильный, это даже видно из видеоуроков. Учитель из Дагестана заслуженно занял 1 место, второе досталось Татарстану, Удмуртии и Мордовии. Третье место разделили между Ненецким округом и Хабаровским краем. Главный приз – Гран-при получила педагог из Хакасии, у неё был действительно мастер-класс – она показала все свои таланты.

 

— Вы сказали, это ваша первая крупная победа. Что она для вас значит?

 

— Я воспринимаю её как стимул к плодотворной дальнейшей работе и в какой-то мере как итог многолетней практики. Я уже готовлю себе замену – два учителя для начальных и средних классов: Елена Ивановна и Марина Ивановна. Я могу спокойно идти отдыхать и знаю, что язык в нашей школе будет изучаться ещё не один десяток лет.

 

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.