Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

В России создаются стимулы для развития судостроения

Макс ФИШМАН, институт региональной экспертизы.

 Несмотря на отпускной сезон, в министерствах и ведомствах кипит работа. В частности, полным ходом идёт подготовка к заседанию президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. По итогам сессии будет определена стратегия для рыбной отрасли России, и для этого предстоит обсудить два ключевых аспекта – как повысить эффективность и как стимулировать рыбаков вкладываться в модернизацию флота.

 В интервью ТАСС, полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий ТРУТНЕВ чётко указал на то, что страна ждёт решений, направленных на обновление отечественного рыболовецкого флота.

- Надо давать квоты за строительство новых судов в России, - заявил чиновник.

Символично, что на днях президент Владимир ПУТИН принял национальную Морскую доктрину, в которой были обозначены следующие приоритеты – укрепление позиций в акваториях мирового океана и возрождение военного и гражданского национального судостроения. Новый раздел документа, привлекший внимание рыбопромышленников от Архангельска до Владивостока, посвящён преференциям за строительство судов на отечественных верфях. По мнению разработчиков доктрины, это отвечает долгосрочной цели нашей страны по строительству высокоэффективных рыбопромысловых судов, способных осуществлять вылов, в том числе за пределами российских вод.

Для министерств идея обновления флота не нова и обсуждается уже не один и даже не два года. Тот же Минпромторг заговорил о строительстве новых судов еще в 2012 году, когда ведомством впервые была предложена концепция «квот под киль», призванная стимулировать закладку новых судов на отечественных верфях.

Идея проста – предоставить дополнительные объемы на вылов рыбы тем, кто делает выбор в пользу российских верфей. Строишь новые отечественные суда – получай больше квот. Например, как предлагают рыбопромышленники, можно резервировать 20% от общей квоты под строительство новых судов. Каждый раз, когда со стапелей будет сходить очередное судно, правительство будет определять, какую именно долю выделить владельцу в соответствии с тоннажем и оснащением корабля. Благодаря данному подходу, лет десять новое судно будет дополнительно окупаться за счёт новой квоты.

С одной стороны, такого рода партнерские условия обеспечат баланс интересов государства и рыбаков , а с другой стороны – решат проблему российских верфей, которые не развиваются, потому что у них нет заказов, которые не делаются, потому что верфи не развиты.

Об этом говорит и Юрий Трутнев: «Если прийти в судостроительную компанию Кореи, тебе дадут несколько типов судов, ткнёшь пальцем, тебе сразу скажут цену, сроки – все понятно. На наших заводах тебе говорят: „Мы, конечно, это судно построим, но какое тебе надо? Нарисуй! Сейчас мы по нему проект начнем разрабатывать“. Вы им в ответ: „То есть вы на мне экспериментировать будете?“ Так система не работает».

Соответственно, появление «квот под киль», как показывают расчеты, разрубит этот гордиев узел: строить в России станет выгодно, вместе с заказами придут деньги, благодаря которым верфи начнут развивать и модернизировать производство. Так, строительство одного крупнотоннажного судна – это заказ на 40-70 миллионов долларов и 2-3 года работы.

 

Есть и дополнительные стимулы: если верить новостям, государство в лице Минтранса и Минпромторга разработало программу утилизации, в рамках которой любой владелец речного и морского флота может избавиться от «рухляди», получить за это судовый утилизационный грант и использовать его для постройки нового судна на российских верфях. Правила просты: возраст старого судна должен быть более 30 лет, а в собственности оно должно находиться не менее 3 лет, размер гранта должен составлять как минимум 10% от стоимости нового судна. Всего на финансирование судовых утилизационных грантов с 2017 по 2030 год планируется потратить свыше 10 млрд рублей. Конечно, в масштабах отрасли это не такая большая сумма, но, как говорится, любой бонус – мелочь, а приятно.

Разумеется, при таком обилии «пряников», должен быть и «кнут». Так, чиновники вспомнили о «рыбных рантье», которые торгуют квотами, а рыбу не ловят. Теперь они будут лишаться лицензий. Не освоил хотя бы 70% квоты собственными или арендованными судами в течение пары-тройки лет – партбилет, простите, квоты – на стол и изволь на выход!

Еще один до сих пор не решенный вопрос, который ставится на повестку дня осеннего заседания Госсовета, – сроки закрепления квот по историческому принципу. С одной стороны, 25 лет квотирования (а именно о такой цифре говорят депутаты) позволяют стабилизировать ситуацию на четверть века вперед. С другой стороны, это золотая жила для «квотных рантье», а для неэффективных собственников – возможность еще пару десятков лет «докатывать» старые «посудины». По оценкам Рыбного союза, объединяющего крупнейших российских рыбопромышленников, оптимальный срок для закрепления квот по историческому принципу – не более 10 лет. Этого достаточно для окупаемости новых судов, это будет стимулом поторопиться с закладкой нового флота, это же позволит избавиться от «рантье».

Пока участники рынка замерли в ожидании, парламентарии готовят доклад для президиума Госсовета РФ, который предложит системные решения и новое. По итогам сессии президент даст конкретные поручения, и главный для нас вопрос – скажет ли он что-то вроде «новым судам для рыбодобычи и новой отрасли – быть»? Если да, то эти слова станут той самой «бутылкой шампанского», традиционно разбиваемой о борт корабля при спуске на воду. 

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.