Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

70 лет в небе над округом

Анна СТУКАЛЮК

30 сентября Нарьян-Марский объединённый авиаотряд отметит своё 70-летие. За эти долгие годы авиапредприятие прошло серьёзный и тяжёлый путь становления и развития, чтобы быть и всегда оставаться помощником жителям округа в транспортном сообщении…

Перешагивая порог в 70 лет нельзя удержаться от того, чтобы не вспомнить с чего всё начиналось и как это было. В далёком 1946 году Северное территориальное управление Гражданского воздушного флота образовало в Нарьян-Маре 228-й авиаотряд Системы траекторного управления Гражданского воздушного флота – это старт и отправная точка, от которой уверенным шагом по небу над Ненецким округом отправился наш авиаотряд. Тогда в его ведении было 6 самолётов По-2, три бензозаправщика, два трактора и 900-метровая взлётно-посадочная полоса. На территории, сейчас уже Старого аэропорта, в тот момент только начиналось строительство радиоцентра вместе с телефонным коммутатором, а также помещения для диспетчера службы движения, служившего одновременно и пассажирской комнатой. Это время ознаменовалось созданием транспортной связи между столицей округа и Нижней Пёшей, Оксино, Индигой, Варандеем, Каратайкой, Хоседа-Хардом, а также оленеводческими кочевьями.

В 1950-е годы на службу авиаотряда заступили самолёты Як-12, затем Як-14. Они способствовали открытию новой трассы на Архангельск, проходящей через Нижнюю Пёшу и Мезень. В декабре 1952 года в аэропорту Нарьян-Мара произвёл посадку первый Ан-2, который стал главным видом транспорта для пассажирских и грузовых перевозок. К слову сказать, грузовые перевозки составляли большой объём работ авиаотряда, с помощью самолётов в город привозили сотни тонн мяса и рыбы для Нарьян-Марских  комбинатов.

Первый вертолёт Ми-4 поступил на службу авиаотряда в 1960 году и стал основным транспортом для передвижения геологов, которые в те времена активно разведывали территории округа. 28 июня 1963 года авиаотряду было дано новое название «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд». Следующим обновлением в авиапарке предприятия стал вертолёт Ми-8Т, приобретённый в 1968 году, в конце 1980-х появилась его современная версия Ми-8МТВ-1.

Важной вехой в истории Нарьян-Марского авиаотряда стал переезд на новое место базирования – то, которое сейчас известно, наверное, каждому жителю округа. Это было в 1980-х годах, первым там возвели деревянное двухэтажное здание для пассажиров, которое до сих пор стоит рядом с аэродромом. Парк воздушных судов составлял свыше 50 единиц. Обустройство материально-технической базы, спецавтотранспорта, взлётной полосы, здания аэропорта – заняло много времени и сил, но это стоило затраченных усилий – новый аэропорт стал подарком не только для авиаотряда, но и для всего округа. Всё шло хорошо, объёмы работ предприятия были стабильны, пока не настали кризисные 90-е. В это время предприятие оказалось на грани банкротства из-за социально-экономического кризиса в стране. И отчаянные времена потребовали отчаянных решений. Чтобы вывести предприятие из сложившегося плачевного положения пришлось оптимизировать эксплуатационные расходы, сократить часть сотрудников, реализовывать и консервировать имущество, передавать жилой фонд в муниципальную собственность, заниматься взысканием дебиторской задолженности… Всё это в итоге привело к тому, что в июне 1999 года предприятие было признано платёжеспособным и впервые за несколько лет получило, пусть и небольшую, прибыль в сумме 257 тысяч рублей. Начало 2000-х ознаменовалось ростом объёма пассажирских и грузовых перевозок.

Сейчас на балансе авиапредприятия находятся 13 вертолетов Ми-8Т, 4 вертолета Ми-8МТВ-1, 8 самолетов Ан-2 и 2 самолёта ТВС-2МС. Ежегодно авиаотряд перевозит свыше 23 тысяч пассажиров в 19 населённых пунктов округа. Заместитель генерального директора Нарьян-Марского объединённого авиаотряда Владимир ТЕРЕНТЬЕВ рассказал мне о том, каким предприятие стремиться стать и что планирует для этого сделать:

- Сейчас перед нами стоит важная задача – модернизация существующего авиапарка. Крайние самолёты Ан-2 были закуплены нами примерно 30 лет назад, а последнему приобретенному вертолёту исполнилось 25 лет, очевидно, что машины уже подходят к отработке своих ресурсов, устарели морально и технически. В этом году мы приобрели два новых самолёта ТВС-2МС, которые, по сути, представляют собой качественно облагороженные Ан-2, которым в августе этого года исполнилось 70 лет, но это модернизированная авиатехника уже 21-го века. В новых машинах значительно удобнее и теплее в салоне, они уже не такие шумные и трясучие, как всем знакомые «аннушки», а также летают на авиационном керосине, который значительно дешевле авиабензина, необходимого для Ан-2, и смогут заправляться в аэропортах Нижней Пешы, Амдермы и Варандея, а также в ближайших аэропортах Архангельской области и Республики Коми. На данный момент работа с документами окончена, и мы готовим новые ТВС-2МС к рейсам по внутренним и межрегиональным линиям. В перспективе рассматриваются полёты до Инты, Усинска, возможно, и в Мезень, Архангельск. Мы первыми в России закупили такие самолёты для гражданской авиации и находимся под пристальным вниманием всех участников малой авиации страны. На мой взгляд, ТВС-2МС единственные доступные машины для работы в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. По достоинству оценив все преимущества новых машин, мы планируем в течение 2-3 лет полностью заменить парк Ан-2 на ТВС-2МС.

Добавлю, что Владимир Владимирович также отметил, предприятие не в силах самостоятельно закупать новые машины, однако пока есть возможности находить субсидии и заключать договоры о лизинге, авиаотряд будет продолжать модернизацию авиапарка.

- Ко дню нашего 70-летия мы ждём новый вертолёт Ми-8МТВ-1, в котором будет 26 пассажирских мест, он мощнее находящихся на службе у авиаотряда вертолётов, а также обладает более современным навигационным и радиооборудованием. С помощью этой машины мы хотим начать принимать участие в нефтегазовых проектах, в том числе в совместных предприятиях, которые выдвигают определённые жесткие  условия к авиационной технике, и мы считаем это перспективным направлением работы.

Владимир ТЕРЕНТЬЕВ также напомнил и о том, что новый вертолёт с согласия Росавиации получил номер, заканчивающийся на цифру 70, что символично, в связи с юбилеем авиапредприятия.

Ко дню рождения Нарьян-Марский авиаотряд приурочит поощрение ветеранов службы и выдающихся работников ведомственными наградами, издаст юбилейные экземпляры книги и документального фильма, а также организует праздничный концерт во Дворце культуры «Арктика». А в  дальнейшем коллектив Нарьян-Марского авиаотряда продолжит оправдывать свой уже 70-летний стаж и надежды своих пассажиров на регулярные, безопасные и комфортные полёты. 

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.