Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

Письмо в редакцию. Моя милая школа

 

 Бывшая ученица санаторно-лесной школы д. Волоковая Галина КУЛИКОВА (СТРЕЛЬНИКОВА)

Случилось это в далеком 1965-м году. Тогда врачи порекомендовали маме, чтобы она отправила меня в санаторно-лесную школу Волоковой, так как там сосновый бор, чистый воздух и правильный режим, полезные для здоровья растущего организма.

Первый раз в первый класс я не пошла, а поехала на большой деревянной лодке, которая пришла за нами из Волоковой. Лодка была со стационарным мотором, который в те времена называли «Топни-ножка».

В лодку посадили всех нас то ли рано утром, то ли поздно вечером, т.к. было ещё темно, укрыли чем-то и повезли. В руках у меня был горшочек с посаженным в него цветком, растение я должна была подарить моей учительнице. Ехали мы очень долго – почти сутки, скорость-то у тех моторов была невелика. В течение поездки нас несколько раз выводили на берег, сопровождающий вёл детей напрямую через лес или через луг,  а лодка в это время налегке уходила, огибая большие носы извилистого берега реки. Во время этих пеших прогулок мы успевали отдохнуть от сидячего положения и по пути ели с кустов ягоды смородины и малины.

Следующей ночью нас привезли в Волоковую, в кромешной тьме привели к школе. Когда постучали в дверь, появилась женщина с керосиновой лампой в руках, это была ночная няня. Она встретила нас очень душевно: помогла раздеться, развела по комнатам и уложила спать.

Утром нянечки уже не было, но была воспитательница. Она подняла детей, научила заправлять кровать и сказала, что мы всегда будем делать это сами, что это - наша обязанность. После завтрака нам показали школу, рассказали о  распорядке дня, а потом повели гулять, чтобы познакомить с деревней. В Волоковую я влюбилась сразу, в эту деревеньку с небольшими домиками, стоящими прямо среди сосен, с прямыми узенькими улочками и с поленницами дров, выложенных вдоль заборов.

Вечером нам выдали школьную форму, а с утра следующего дня начался новый этап жизни: я стала школьницей – первоклашкой! В нашей школе было две классные комнаты, в каждой стояло по два ряда парт и каждый ряд парт – это был один отдельный класс. Проще говоря, в одном кабинете были 2й и 4й классы, учила их Мария Карловна (к сожалению, её фамилии я не знала). А в другом классе были 3й и наш – 1й классы. И вот, наконец-то, я увидела свою первую учительницу  - Веру Терентьевну ШИРЯЕВУ. Сначала я думала, что она строгая, но потом поняла, что на самом деле - очень добрая и приветливая, но требовательная. Вера Терентьевна учила нас аккуратности, чтобы начатое дело доводили до конца,  чтобы всегда выполняли домашние задания. А ещё просила нас всегда произносить слова громко и чётко, давая ответы на уроках. Она говорила нам: «Если вы отвечаете громко и чётко, то учитель видит, что ученик знает предмет, а если начинаете что-то мямлить себе под нос, то сразу ясно, что к уроку он не готов». Уже потом, когда я стала в 3-м классе учиться в Н-Пешской школе, то часто удивляло то, что все учащиеся нашего класса (кроме одной девочки) отвечали на уроках очень тихо. Кроме того, Вера Терентьевна заботилась о нашей осанке, она ходила между колонками и, если кто-то сидел криво, легонько проводила рукой по спине и говорила: «Спиночку держим прямо». Моя учительница была самой лучшей учительницей! И это правда, потому что все дети считают, что его первая учительница – самая лучшая и самая добрая!

А еще в нашей школе работали два воспитателя, они проводили с нами всё оставшееся время, кроме уроков. Это были: Зара Григорьевна ШИРОКАЯ и Парасковья Григорьевна ПРОСВИРНИНА. Казалось, они всегда находились в школе. Заботливые женщины кормили нас, сидели рядом во время выполнения домашнего задания, вечерами занимались с нами в столовой настольными играми, читали книжки, учили лепке из пластилина, рисованию, что-то мастерили с нами, вечерами показывали диафильмы. А еще в воскресенье воспитатели водили в кино, гуляли с нами, а зимой они вместе с детворой катались с горки на санках и на лыжах.

Когда воспитатели уходили вечером домой, им на смену приходили ночные няни. Их было три, эти женщины заправляли керосиновые лампы, укладывали нас спать, а потом топили печи дровами и дежурили ночью, охраняя наш сон и покой. Самая строгая из них была Федосья ТЕРЕНТЬЕВА, она давала нам короткий наказ: «Ложитесь спать и никаких разговоров!»; затем уходила, унося лампу с собой. Вторая няня – Зинаида ВОКУЕВА - была тихая и спокойная, никогда не повышала на нас голос, но и не баловала. Самая добрая и общительная была тётя  Дуся ПОПОВА. Она никогда не уходила от нас сразу, никогда не заставляла спать, а могла просто посидеть и поговорить о чём угодно, рассказывая всякие небылицы или сказки. Читала нам книги и не оставляла своих подопечных до тех пор, пока мы не засыпали.

Наверное, за её доброту судьба наградила тетю Дусю долголетием, женщина прожила больше ста лет в здравом уме и в трудоспособности. До конца своих дней т. Дуся ходила в лес за грибами и занималась домашним хозяйством.

Раньше всех на работу приходили повара, их было двое. Основным поваром работала Маргарита ТЕРЕНТЬЕВА, а вторым  - Людмила ШУБИНА.

Кормили нас в школе хорошо, а повара готовили очень вкусно. Фруктов и овощей в те времена, конечно, не привозили, но морсы и компоты нам варили. А ещё вечерами давали что-то вкусненькое к чаю, в воскресенье баловали шоколадными конфетами или шоколадками. А еще зимой, один раз в неделю, нам давали сырую мороженую оленину – строганину, нарезанную кусочками. Надо сказать, что уплетали её за милую душу, дома-то ведь раньше все ели сырое мясо.

Рядом с кухней в школе находился медицинский кабинет, там работала фельдшер Мария Фроловна КАНЕВА. Очень жизнерадостная, добрая, всегда улыбающаяся женщина, она напоминала мне солнышко:  светленькая, с красивыми золотистыми волосами, она вдохновляла всех своим задором. По утрам она проводила с нами зарядку, лечила заболевших детей. А еще Мария Фроловна водила нас в лес на прогулки полюбоваться на природу и подышать чистым еловым воздухом. Она по-настоящему  заботилась о нашем здоровье!...

…А за нашей чистотой и опрятностью следила Валентина Васильевна ФИЛИППОВА. Она топила школьную баньку, мыла в ней нас – девочек, стирала и гладила бельё, да ещё сама же и шила нам: платьица для девочек и рубашки для мальчиков. Все дети очень любили Валентину Васильевну. Это была добрая, ласковая и очень милая женщина. Когда она приходила в школу, то радовалась встрече с нами так, будто это были не чужие, а её собственные дети: кого-то она прижимала к себе, кому-то говорила что-то ласковое, - и всё это с улыбкой! Вспоминается случай, что при разговоре с девочками, я сказала им, что не люблю носить платья без рукавов и без воротника, а Валентина Васильевна, видимо, услышала это, и в следующую баню она принесла, специально для меня сшитое, платье с рукавчиками и с воротником. Вот такой душевной была Валентина Васильевна. Позже, когда мы стали делать на уроках труда разные поделки, я их дарила на Новый год или на 8-е марта Валентине Васильевне. А она, оказывается, хранила их и берегла до конца жизни.

Вот таким был этот небольшой сплоченный коллектив нашей школы. А руководил им директор школы Николай Иванович ПРОСВИРНИН. Он следил за дисциплиной в школе, за успеваемостью и за обязанностями, которые должны были знать все. Нас, школьников, приучали к труду. Зимой, например, когда в школу привозили дрова, мы все вместе укладывали их в поленницы. И ничего плохого в этом не было, даже наоборот. Приучали заботиться о животных. Однажды осенью нам сказали, что в деревне появился оленёнок, который           остался без матери, и мы должны о нём заботиться. Видели бы вы, с каким энтузиазмом мы бегали по деревне, собирая у людей сухари и хлеб для «нашего» оленёнка. С удовольствием ходили в лес за грибами и за ягелем, а потом по очереди ходили кормить и поить олешка, пока нам не сказали, что он уже подрос, окреп и его отвезли в стадо к другим оленям. А еще мы помогали одной старенькой бабушке: носили ей воду, ходили за продуктами. Этим нас приучали, я думаю, уважать старость.

Вот такой была наша школа, проживание в ней, учёба. Я не жалею, что довелось учиться и жить в ней. Она дала мне много хорошего и полезного. По- настоящему горжусь директором, учителями, воспитателями и всем персоналом начальной санаторно-лесной школы и думаю, что все, кто учился в Волоковой, всегда помнят о ней. Это была моя первая школа, поэтому считаю её родной альма-матер, а д. Волоковую – второй малой родиной. И мне очень жаль, что теперь наша красавица – школа пустует и потихоньку гниёт. Неужели ничего нельзя в ней сделать? Да хотя бы отправлять туда детей на летний отдых? Ведь в Волоковой так здорово летом – сосновый бор, чистый воздух, родники, река с прозрачной водой и песчаным дном!

 

 

 

 

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.