Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района
Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу
Елена КИМ
Сергей Иванович РЯБОВ не понаслышке знает о северном бездорожье. Почти за 40 лет трудового стажа ему пришлось побывать в разных уголках Ненецкого округа, по трассам Заполярья трижды условно обогнуть земной шар.
Впервые судьба связала пылемчанина Сергея РЯБОВА с геологией в 1969 году, когда после окончания Нарьян - Марского ГПТУ №24 молодой дизелист-электрик был направлен на практику в 5-ю буровую экспедицию «Грубешор» помощником дизелиста.
- Нас пришло на производство трое молодых ребят: я, земляк Коля ТОМИЛОВ и Саша МАЗИН. Буровая показалась мне целым заводом. Было удивительно то, что там стоял целый посёлок со своей угольной котельной. Нам тогда неплохо платили, коэффициент составлял 1 к 8, а рядом на буровой, которая находилась в 8-и километрах и относилась к Коми, коэффициент был 1 к 5.
После ребят призвали в армию, вместе с другом Николаем Сергей попал на одну заставу в учебный пункт на территории Латвии. Вернувшись домой, молодой солдат, как и полагается, женился на верной подруге Нине ПОЛУШИНОЙ и сразу поступил на работу в Ненецкую партию структурного бурения.
- Мы жили в бараках, таких строений целый посёлок был, - вспоминает Нина Тимофеевна РЯБОВА. - Очень дружными были соседи, в гости друг к другу ходили. Нам сразу дали жилплощадь с отдельным входом. Тогда мы не могли поверить, что это всё наше, в деревне ведь такого бы не было. Помню, как в кинотеатре «Арктика» показывали фильмы, всё время очередь была, когда хорошая картина шла. Автобусы плохо ходили, такси не было. Морозы сильные стояли в то время, а мы воду носили, печку углём топили, на семью завозили по 5тонн угля.
Работать Сергею предстояло на Колгуевской скважине, но волей судьбы молодой человек на остров не поехал, а поступил учиться в ДОСААФ, благодаря чему перспективного парня перевели с помбура на водителя, дали легковую машину.
- Тогда был 1971 год, я стал возить начальника Печорской геолого-поисковой экспедиции УТГУ Фёдора ВАШУТКИНА, - говорит Сергей РЯБОВ. - После реорганизации управления, она стала называться «Ненецкая партия структурного поискового бурения». Принял её легендарный Анатолий Фёдорович ТИТОВ, которого тоже возил на автомобиле УАЗ 469. Её тоже в 77 году подчинили Хорейверской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения. Тогда всех водителей перевели в Нарьян-Марское геологическое АТП.
Работа в автотранспортном предприятии и привнесла в жизнь Сергея РЯБОВА множество ярких воспоминаний. Например, как-то в Вангурее принимали очередной теплоход с 5 тысячами тонн груза для геологов. Припай был не очень надёжен, но кому-то первому из шофёров надо было выезжать на лёд. Водители согласились несмотря на опасность, после чего приступили к разгрузке теплохода.
Ещё один случай связан с Ярейю. Тогда геологи Ненецкой партии приступали к испытанию скважины, а потому на буровой с нетерпением ждали топливо. 29 апреля от базы Ненецкой нефтегазоразведочной партии структурно-поискового бурения в сторону Лаявожа отправились 2 бензовоза. Предстояло доставить на скважину-1 Лая дизтопливо, слить его в ёмкость. Молодые водители, прибыв на Лаю и убедившись, что весна в тундру ещё не пришла, приняли решение на автомашинах пробиться на Ярейю. Дело это было рискованное, потому что даже зимой на эту площадь на автотранспорте не добирались. Молодые шофёры, правильно оценив обстановку, благополучно доставили дизтопливо на скважину.
Как-то в конце апреля дорога вновь привела на Вангурей. Предстояла разгрузка на ледовый причал. Водители АТП АГТУ пробивались к двум судам – танкеру и сухогрузу, которые из-за тяжёлых льдов вынуждены были остановиться в 73 километрах от берега. Передовые водители не считались ни со временем, ни с затратой своих сил – шли на своих машинах к судам, чтобы доставить геологам как можно больше грузов. Против водителей было всё: жёсткий мороз, метель, оттепель. От успешного выполнения заданий зависело выполнение плана экспедиции…
И планы эти Сергей РЯБОВ перевыполнял, за что становился победителем соцсоревнований, лучшим по профессии, был награждён множеством благодарностей, Почётными грамотами, отмечен как лучший рационализатор, занесён на доску почёта. В числе прочих в доме у РЯБОВЫХ хранится и медаль «За освоение недр НАО», удостоверение «Ударник комтруда».
После Сергей Иванович работал машинистом цементировочного агрегата, инженером тампонажно-транспортного цеха в Хорейверской экспедиции. В 1988 году РЯБОВ стал начальником цеха крепления скважин.
- Я работал там до 1995 года, до самого закрытия экспедиции. Когда в 90-е шёл развал, то было и такое, что работникам по полгода не давали зарплату. У всех нас семьи, надо было их как-то кормить. Кто-то из геологов в это время уехал домой, кто в другие организации устроился. А я же пошёл работать в Окржилкомсервис начальником ремонтно-транспортного цеха, а 2008 году пришлось выйти на заслуженный отдых в связи с болезнью.
О том, что лучшие годы прошли на Крайнем Севере, РЯБОВЫ не жалеют. Говорят, что были здесь счастливы: в Ненецком округе жили их родители, родились дети, внуки. Сейчас дело за малым, нужно дождаться золотого юбилея со дня свадьбы.
9 мая 2024 г.
Уважаемые земляки!
Примите сердечные поздравления с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!
8 мар 2024 г.
Прекрасные северяночки!
В этот день весны, красоты и нежности мы с огромным удовольствием вновь выражаем признательность и благодарность за то, что вы ежедневно украшаете мир, дарите нам повод для улыбки, а также стимулируете к большим достижениям и героизму.
23 фев 2024 г.
Уважаемые земляки!
От имени Совета и администрации Заполярного района поздравляем вас с Днём защитника Отечества!