Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района
Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу
Галина КУЛИКОВА
Давно хотела рассказать о коллективе аэропорта нашего села тех времён, когда я была ещё школьницей, а именно - конца 60-х, 70-х годов XX века. Почему именно о нём? Просто там работала моя мама...
Наш аэропорт относился в Северо-Западному авиаотряду с центром в г. Ленинграде. Он объединял в себе само здание вокзала, гостиницу, две кочегарки, гараж, склад грузовой, метеослужбу, диспетчерскую, баржу «Армеец», на которой возили топливо. Из этого понятно, что коллектив был очень большой, и я, вероятно, не назову чьих-то имён, особенно мужчин.
Здание аэровокзала тоже было большое и хорошее, в нём находились: зал ожидания, касса, отдел перевозок, кабинет начальника, метеостанция, медицинский кабинет, комната матери и ребёнка, камера хранения, комната отдыха для рабочих, диспетчерская и радиорубка.
Работали в отделе перевозок, также продавали авиабилеты: РЕЧКОВА Алла Ивановна, КЫРКАЛОВА Анна Михайловна и МАЛАЯ Надежда Константиновна. Они же отвечали за грузоперевозки.
Наблюдали за погодой работники метео: СКЛЁМИН Николай, ДЕМЕНТЬЕВА Валентина, ГРИГОРЬЕВ Станислав и ТИМОФЕЕВА Евгения Львовна. На метео было много разной техники, и мне было интересно наблюдать, как они работают, как запускали метеозонды, а ещё меня научили печатать на машинке.
Ежедневные утренние медосмотры для лётчиков проводила медсестра аэропорта ДЕМЕНТЬЕВА Екатерина. Она не допускала к полёту пилота, если у него было повышенное давление или по другим причинам.
«Добро» на взлёт и посадку давали, а также поддерживали связь с лётчиками диспетчеры: ТИМОФЕЕВ Анатолий Иванович и РОКИН Александр. Радистом был МАРЮЕВ Павел, а радиотехником КЫРКАЛОВ Семён Александрович.
Наш Аэропорт, как и взлетная полоса, находились за селом в низком месте междуречья. Длина взлётной полосы была 1200 м, и ещё 100 м «аварийные» на случай если вдруг самолету не хватит полосы.
За хорошим состоянием «взлётки» следили и отвечали трактористы: МАЛЫЙ Алексей и КОРЯПИН Владимир. В летний период они засыпали образовавшиеся ямки шлаком и укатывали, а ещё выдёргивали с корнем ивняк и кустарники, если таковые появлялись. В зимнее время трактористам вообще «доставалось». Заметьте, что в те времена зимы были суровые, морозы под – 40 стояли не один месяц, а потом начинались вьюги и метели. И тогда им приходилось днями и даже ночами по очереди укатывать аэродром на тракторе «Т-100», волоча за собой катки или волокушу. Так как утром уже надо было принимать и отправлять самолёты. А летало в то время, скажу я вам, не мало. В 60-х годах к нам из Архангельска приземлялись самолёты «ЛИ-2», хорошие были, летели всего где-то 1 час 20 мин до столицы Поморья.
Но позже почему-то их не стало, а появились наши бессменные труженицы «АН-2» или, как мы их ласково называли «Аннушки».
Ежедневно только пассажирских рейсов у нас было четыре: так как в Пеше было два своих самолета, то утром одновременно выполнялись полёты Н-Пеша – Н-Мар, Н-Пеша- – Архангельск и одновременно воздушные суда вылетали с той стороны. Кроме этого летали почтовые и грузовые рейсы.
В конце 70-х, начале 80-х годов в зимнее время летали самолеты «ИЛ-14» и «АН-24» по маршруту «Архангельск – Мезень – Н-Пеша – Н-Мар» и обратно.
А ещё базировался геологический вертолёт «МИ-4» с экипажем. На Архангельск летали местные пилоты: МАЛЬЦЕВ Олег и ШМОТКИН Виктор. На Н-Мар – второго пилота не знаю, видимо летал сменный из Н-Мара, а командиром самолета был ЧАВПЕЦОВ Владимир. Все пилоты были опытными, хорошими людьми, они с уважением и бережно относились к пассажирам.
Об одном случае ЧАВПЕЦОВА Владимира у нас рассказывали как анекдот, но это было на самом деле. Однажды его самолет долетел до Н-Мара, но ему не давали посадку. Кружили-кружили они над городом, посмотрел лётчик - люди в самолёте едва живые сидят, и тогда он, пожалев пассажиров, открытым текстом выдал в эфир: «Прошу посадку. Шасси не убираются, иду на одном моторе». Их, конечно же посадили. Потом пилот получил взыскание, но не большое, ведь он сказал правду о самолете.
Теплом аэровокзал и гостиницу снабжали кочегары, которыми работали женщины. Уже будучи взрослой, я поняла - какой же тяжёлый был этот «женский» труд. А работали там: ДОРОФЕЕВА Ульяна, НАЗИПОВА Ирина, СУМАРОКОВА Ольга и СТРЕЛЬНИКОВА Клавдия – моя мама. Они трудились на два здания: в одном месте сделают, - идут в другую кочегарку, и так всю смену по 12 часов. Они сами долбили и таскали уголь, перегоняли воду в системе ручным насосом, а ещё носили воду с реки вёдрами, чтобы долить в систему, когда её не хватало. Зимой ещё приходилось огребать снег. Сколько же всего вынесли хрупкие женские плечи женщин послевоенного времени!
Техничкой на вокзале работала Августа ОКУЛОВА. Стирала гостиничное бельё и шторы для окон вокзала прачка ФРОЛОВА Маля.
А ещё в этой организации была своя электростанция, на которой работали дизелисты МАСЛОВ Евгений и КАМЕНСКИЙ Елисей, в числе техники числилась и баржа, на которой ходил ШУБИН Семён.
А также были рабочие, обслуживающие самолёты, плотники и другие.
Начальником аэропорта в то время был ИВАНОВСКИЙ Георгий Яковлевич.
Думаю, что он добросовестно и ответственно выполнял свои обязанности, так как много лет работал на этой должности.
9 мая 2024 г.
Уважаемые земляки!
Примите сердечные поздравления с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!
8 мар 2024 г.
Прекрасные северяночки!
В этот день весны, красоты и нежности мы с огромным удовольствием вновь выражаем признательность и благодарность за то, что вы ежедневно украшаете мир, дарите нам повод для улыбки, а также стимулируете к большим достижениям и героизму.
23 фев 2024 г.
Уважаемые земляки!
От имени Совета и администрации Заполярного района поздравляем вас с Днём защитника Отечества!