Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

НАО- 90! И лишь «Фариха» носит его имя.

 

Елена КИМ, использованы материалы сайта http://www.polarpost.ru

На территории Заполярного района есть географическая точка "Фариха" – в советские годы рыболовецкий участок, поставлявший тонны рыбы в Нарьян-Мар, Архангельск, Мурманск и в Россию. Своё название участок получил в честь легендарного полярного лётчика, участника арктических и высокоширотных экспедиций Фабио Бруновича ФАРИХА…

Трудовая биография знаменитого лётчика напоминает воздушные виражи, наполненные целой чередой жизненных перипетий: аса советской авиации разворачивало на 360, ему приходилось брать вершины, а потом вновь начинать с нуля.   Да, его судьба состояла из трудностей, из взлётов и падений, но в каждом поступке ФАРИХА прослеживается след простого человеческого достоинства, веры и самообладания.  

Родился Фабио ФАРИХ 26 мая 1896 года  в семье интеллигентов Петербурга. Отец — из прибалтийских немцев, мать — англичанка. Как и сотни мальчишек тех лет, увидев первые аэропланы, Фабио «заболел небом». Поступил учиться на механика, а в скором времени уже летел на пассажирском «Юнкерсе» в Ташкент. Пять лет он отработал на среднеазиатских воздушных трассах, а в 1928 году перевёлся на Север, в отряд особого назначения Главсевморпути. Участвовал в многочисленных арктических перелётах, а в феврале 1932 года летчик-испытатель ФАРИХ открыл на самолёте К-5 воздушную трассу Москва — Архангельск — Усть-Цильма. Летали тогда без аэродромов, карт и навигационного обеспечения – на свой страх и риск. Работая на Севере, лётчик вёл дневник. А вернувшись в Москву, передал свои тетради, заляпанные машинным маслом, И. ДАКСЕРГОФУ. Они и легли в основу книги о северных приключениях.

- Морозы доходят до 60С. Самолеты стоят на открытом воздухе. Вся мелкая работа с мотором должна производиться голыми руками без перчаток, потому что рукавицы превращают руки в никчемные культяпки. Пальцы от прикосновения к металлическим частям стынут и деревенеют. Чтобы дать жизнь мотору его приходится в течение двух часов прогревать паяльными лампами, самому всё время быть на ветру, не смея ни на шаг отойти хотя бы к костру, – вспоминал Фабио Брунович. А ведь по лётному уставу нельзя подходить к самолету ближе, чем на 50 м просто с зажжённой сигаретой, не то, что с паяльной лампой.

В феврале-июне 1937 года ФАРИХ на самолёте СССР Н-120 совершил трансарктический перелёт по маршруту Москва -Уэллен - Москва.  В небе экипаж находился 145 часов, за это время был проделан путь в 24 000 километров. Впервые железная машина пролетела вдоль трассы Северного морского пути в тяжёлых зимних условиях, во время полярной ночи. За этот перелёт 17 июня 1937 года Фабио  ФАРИХ был награждён орденом Ленина  – высшей наградой страны. В Америке его самолёт встречали и чествовали. Известно, что одно время местные бизнесмены, подсуетившись, выпускали папиросы «Фарих», имевшие большую популярность.

В ноябре 1939 года в начале советско-финской войны майор ФАРИХ был призван в ряды ВВС, был инструктором молодых пилотов. На бомбардировщике ТБ-3 выполнил двадцать боевых вылетов на тылы финской армии. Во время Великой Отечественной войны был подполковником, совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл немецкой армии, испытывал новые типы самолётов. Полёты ФАРИХА завораживали своей красотой и бесстрашием — у самой земли ас показывал каскад фигур высшего пилотажа. В 1944 году он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Надо отметить, что во время Великой Отечественной войны семья лётчика до последнего не хотела эвакуироваться из Москвы. Ведь у них была своя «эмка» и Фабио Брунович решил, что сам вывезет семью на восток, но только если гитлеровцы уже войдут в столицу с запада.

В послевоенные годы Фабио ФАРИХ продолжил работу на воздушных трассах Арктики. Летал над знакомыми уже просторами Большеземельской тундры в Ненецком округе, перевозил почту, грузы, пассажиров.

 

 — у меня с Нарьян-Маром тяжелое воспоминание связано, - говорил в одном из интервью Виктору ТОЛКАЧЁВУ ФАРИХ. - Летел я с Вайгача на ТБ-3, знаете, наверное. Пассажиров на борту —36 человек! Мы их во всех закоулках, даже в крыльях расположили... Сели. Вечером ко мне женщина обратилась, плачет: «Возьмите мужа больного в Архангельск». Ну, надо, так надо.
— Возьмем, — сказал, —
Только будь с ним к шести утра!
Утром механики к моторам, греют. Прогрели. Шесть часов. Нет её. Взлетаем. И тут, поднимая машину, вижу: она лошадь гонит, спешит... А что уж тут сделаешь... Вот уж сорок с лишним лет пролетело, а от той картины: она гонит, гонит лошадь—не могу улететь, не могу забыть...

Трудно поверить, но 1 июля 1948 года лётчик, его жена и сын были арестован как враги народа. Бывший одноклассник и сосед лётчика, сын известного до революции книгоиздателя САБАШНИКОВА, Кирилл донёс, что ФАРИХИ – немцы, и в октябре 1941-го года не эвакуировались из Москвы, потому что ждали фашистов. Фабио Брунович тогда получил 25 лет лагерей. Жена и сын – по 10. К счастью, из лагерей семья вернулась в том же составе. Лишь 26 июля 1956 г. Фабио Брунович был освобождён, полностью реабилитирован и восстановлен на лётной работе. Пришел поздравить Ф. ФАРИХА с возвращением и тот, кто на него донёс. Фабио Брунович много говорить не стал, просто спустил бывшего приятеля с лестницы. В 1957 году ФАРИХ ушёл из воздушного флота по состоянию здоровья.

Легендарный лётчик полярной авиации,  первопроходец Северного морского пути, герой, орденоносец, участник двух войн Фабио ФАРИХ скончался 2 июня 1985 года в Москве на 90-м году жизни. В географических названиях северных земель имя лётчика никак не увековечено, лишь заброшенный рыболовецкий участок на территории Заполярного района носит его фамилию.

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.