Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

Школа с непростой судьбой

Ирина Муляк

В Усть-Каре намечается торжественное событие – празднование юбилея школы. Её история насчитывает 85 лет. За эти годы школа переживала разные моменты, но, несмотря на трудности, всегда выполняла свой долг – давала знания жителям Карского побережья.

 «Не сразу всё устроилось, не сразу школа строилась...», – так начинается гимн учреждения, написанный чуть больше десятилетия назад. Пройдясь по страницам истории поселения, понимаешь, что эти слова полностью отражают непростую судьбу Карской школы с момента её основания.

В тесноте, да не в обиде

Согласно документам, первый учебный год в Усть-Каре начался не в сентябре, как принято, а 22 октября 1934 года. Причиной тому стал поздний приезд учителя и неподготовленность помещения.  Отдельного здания в то время не было, поэтому местным тундровым советом под школу было отведено три комнаты  в доме Севкрайпушнины. Конечно, условия для учёбы были более чем скромные: комнаты тесные, света недостаточно,  помещения отапливались буржуйками.  

Всего к обучению в Карской начальной школе приступили девять учащихся: семь девочек и двое мальчиков. Это были дети промышленников, которые занимались закупкой пушнины у коренного населения. Все ребята, кроме двух учениц, жили в интернате, одеждой и едой их обеспечивали родители. 

Руководить  учебным процессом и одновременно преподавать доверят 19-летнему Николаю Катанаеву. После двенадцатимесячных курсов в  педагогическом техникуме юноша год  проработал преподавателем в Юшарской школе, за хорошую организаторскую работу был выдвинут на краевую премию учителей-ударников.

Молодой специалист приступил к работе с энтузиазмом. За время посещения оленеводческих пастбищ во время летних каникул, ему удалось сагитировать учиться ещё полтора десятка человек. Но явились лишь несколько, бытовые проблемы оказались сильнее тяги к знаниям. Как гласит историческая справка:  «В 1935-1936 учебный год  не было заброшено в Кару нисколько продуктов ни кооперативу, ни Севкрайпушнине. Было завербовано в школу 15 детей, в силу отсутствия продуктов явилось только четверо. Остальные ушли с родителями за Урал».

Собственное здание школы построят в 1938-1939 годах.  В одноэтажном деревянном помещении разместятся также интернат и столовая.

 В 1976 году в Карскую школу переводят учеников 4-8-х классов из Амдермы, с контингентом учащихся 164 человека её реорганизовывают в восьмилетку. Учреждение пополнится методической литературой и новым оборудованием, на работу приедут молодые специалисты.

 Терпение и труд – всё перетрут

В числе вновь прибывших педагогов была Марина Григорьевна Хатанзейская. Учитель, который крепко связан с историей школы. Несколько раз ей приходилось уезжать из Усть-Кары, но судьба снова возвращала Марину Григорьевну в арктический посёлок на краю земли. В итоге около трёх десятков лет она посвятила обучению детей русскому и родному языкам, 15 лет (2003 – 2018 годы) была директором школы.

Марина Хатанзейская родилась на полуострове Канин в семье оленеводов. И хотя родители были неграмотными, отец всегда хотел, чтобы дочь училась, поэтому девочку отправили в Шоинскую школу. После её окончания Марина получает специальность метеоролога и уезжает работать на побережье  Белого моря.

Поворот в её судьбе произошёл, когда однажды к ней на труднодоступную станцию на оленьей упряжке приехал отец. Не увидев ни перспективы, ни потенциальных женихов, позвал дочь обратно в тундру, но Марина не захотела  возвращаться к кочевью. На что отец ответил: «Тогда поступай учиться, получишь «книжечку», которая будет кормить тебя и твоих детей всю жизнь». Так, будучи 23-летней девушкой, она поступает в Педагогический университет им. Герцена, а после, в 1979-м по распределению попадает в Усть-Кару. 

–  Могу с уверенностью сказать, что здесь живут и работают добрые, отзывчивые, сильные духом люди, настоящие патриоты и труженики. Помню, как мужественно проявили себя наши учителя и воспитанники после пожара в 2005 году. Тогда пришлось работать в тяжелейших условиях, – с волнением рассказывает Марина Григорьевна. – Здание было полностью уничтожено. Заручившись поддержкой местных властей, педагогов, родителей и ребят я, будучи директором, приняла решение – на месте организовать  учебный процесс. Занятия проходили  в нескольких помещениях одновременно: в клубе, в столовой, в интернате,  в отремонтированном  овощехранилище и арендованном частном доме. На протяжении двух лет учителя работали в две смены, друг с другом встречались только на дороге, перебегая из здания в здание на очередной урок. Удивительно, но сложные условия не сломили дух педагогов и учащихся – они никогда не жаловались и сохраняли оптимизм.

Здравствуй, новая школа

23 сентября 2007 года  новая, пахнущая свежими красками Основная школа посёлка Усть-Кара распахнула двери своим ученикам.  Двухэтажное сборно-щитовое здание на 150 мест с автономной котельной стало поистине долгожданным для одного из самых отдалённых населённых пунктов Заполярного района Ненецкого округа.

Но, как признаются работники образовательного учреждения, возведённое наскоро строение сегодня не в полной мере соответствует современным стандартам. 

– Когда сгорела школа, необходимо было быстро решать вопрос её строительства. Утвердили проект, который можно было  реализовать в самые сжатые сроки. К сожалению, в нашей школе не предусмотрены помещения под библиотеку, под актовый зал, медицинский кабинет, нет спортивных раздевалок и кабинетов технологии. Но мы не унываем. Библиотеку разместили в одном из классов, технологию для мальчиков проводим в коридоре, в зоне рекреации, а уроки шитья – в классе для младших школьников, – пояснила директор учебного учреждения Евгения Мужикова. – Есть, конечно, ряд проблем, существующих уже очень давно. Это и необходимость пристройки столовой к основному зданию, так как сейчас дети ходят на обед по улице в любую погоду, и вопрос подвоза воды. Водопровода нет, вёдра приходится носить вручную. Краеугольным камнем стоит вопрос улучшения условий для интернатовцев, сейчас ребята живут в старом деревянном здании с печным отоплением 1978 года постройки. Не хватает школе и специалистов. Открытыми остаются вакансии учителей по русскому, английскому и родному языкам, социального педагога и психолога.   

Евгения Михайловна отметила, что подобные проблемы  присущи многим отдалённым посёлкам на территории округа, поэтому сотрудники школы по возможности стараются решать их на местах своими силами. А для повышения интереса детей к обучению систематически совершенствуется школьное оборудование.

– Не так давно за счёт недропользователей обновлены школьные лаборатории кабинетов химии и физики, окружным Департаментом образования, культуры и спорта приобретены спецкостюмы и автоматные муляжи для клуба патриотического воспитания. В рамках национального проекта в школу поступит спортивный инвентарь, а в следующем  году планируем усовершенствовать компьютерный класс, – подытожила руководитель Евгения Мужикова.

Сейчас в списке образовательного учреждения 81 ученик, 20 ребят живут в интернате. В педагогическом составе 13 учителей, половина из которых выпускники Усть-Карской школы.

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.