Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

Полёты не во сне, а наяву

Ирина Коткина, фото Павла Калашникова

Уроженец Северодвинска 29-летний командир вертолёта Нарьян-Марского авиаотряда Антон Хозяинов провёл в небе Ненецкого округа 3,5 тысячи часов. Буровые, посёлки, стойбища оленеводов, облачность, ветер, темнота полярной ночи. О тонкостях заполярных полётов, людях и машинах, мечте и реальности – в интервью с пилотом. 

ОТ ОМСКОГО ИСТОКА

На пути к мечте судьбоносными для Антона стали село Ома и город Омск. В первом он «заболел» небом, во втором – научился туда подниматься.

– Не знаю почему, но небо меня всегда притягивало. Мечтал стать пилотом с самого детства, сколько себя помню. Родители каждое лето отправляли меня на школьные каникулы в Ому, где я с удовольствием наблюдал за прилетающими Ан-2. Во дворе из кирпичей построили с братом самолёт и представляли, что мы пилоты. На вопрос: «Кем хочешь стать?», отвечал без колебаний – буду летать. Точно помню, в какой момент решил, что мой выбор – это вертолёты. После окончания школы проходил врачебно-лётную комиссию, где познакомился с Олегом Ивиным. Тот предложил вместе поступать в Омское лётное училище, – вспоминает он.

Нынешнее название училища – Омский лётно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского. Здесь готовят специалистов по четырём специальностям: пилоты, авиационные механики, специалисты авиационного и радиоэлектронного оборудования. Это единственное в России образовательное учреждение, где растят пилотов и бортмехаников вертолёта Ми-8. Сокурсниками Антона стали ребята с разных концов страны – Москва и Архангельск, Камчатка и Якутия, Алтай и Краснодарский край. При поступлении абитуриенты предъявляли результаты ЕГЭ и вердикт строгой врачебной комиссии. Требования к здоровью будущих лётчиков и техников очень высокие, что понятно – в небе слабакам не место!

– После первого курса пришлось уйти на год в армию, и это были не лётные войска, а Черноморский флот. За время службы ещё раз убедился, что из природных стихий (пусть море не обижается) предпочитаю небо. По возвращении с новыми усилиями принялся за учёбу. На втором курсе начались специальные предметы: аэронавигация (вертолётовождение), аэродинамика, метеорология. Вдоль и поперёк изучали двигатель машины, практиковались на тренажёрах и мечтали о настоящих полётах.

Впервые Антон самостоятельно поднял вертолёт в небо на третьем курсе на авиабазе училища в Калачинске. Пока под присмотром инструктора, но штурвал в руках держал крепко, вёл машину уверенно, посадил успешно.

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

В Нарьян-Марский авиаотряд новоиспечённый лётчик пришёл сразу после окончания училища, в 2014 году. Молодых пилотов там всегда принимают как положено – поддерживают, помогают словом и делом, щедро делятся секретами масте – Летать начал с командиром Владимиром Николаевичем Кухаруком. Это была отличная школа пилотирования. Как второй пилот я отвечал за навигацию, оформлял документы, рассаживал пассажиров, распределял на борту груз и стопроцентно доверял наставнику. Есть такой термин в авиации – «слётанность». Понимающий друг друга с полуслова, психологически совместимый экипаж – гарантия того, что полёт пройдёт спокойно. Сейчас я сам командир, но из-за нехватки кадров в авиаотряде постоянного экипажа у меня нет. Приходится летать в разных составах, но со всеми коллегами мне комфортно, ведь каждый точно знает и выполняет свои обязанности на борту, – делится секретами мастерства Антон.

Кадровый дефицит – наследие всеобщей разрухи после распада СССР. Авиационные вузы и училища, начиная с 90-х годов прошлого века, почти 20 лет не выпускали специалистов, отрасль держалась на ранее выученных кадрах.

– Сейчас в авиаотряде много молодых. Есть местные, есть приезжие ребята из Томска, Омска, Новосибирска и других городов. Среди плюсов работы в Нарьян-Маре – удобное расположение аэропорта. В других регионах пилоты обычно работают в режиме длительных командировок на базах, которые находятся далеко от дома. Нарьян-Марский аэропорт – в пяти шагах от города, а значит ты рядом с родными.

ПРИЛЕТИТ ВДРУГ ВОЛШЕБНИК

На отсутствие работы Антон и его коллеги не жалуются. Чаще всего приходится вылетать в командировки на месторождения – Харьяга, Хыльчую, Требса и Титова, перевозить продукты, подвески, трубы. Вертолёт для нефтянки – друг, товарищ и брат. Вездесущая машина, что может сесть на любой, более-менее плотный грунт, выручает и сельчан. Когда с загрузкой не справляется Ан-2, на помощь приходит Ми-8. Если прочертить траектории этих полётов, вся карта Ненецкого округа будет многократно и плотно заштрихована. А самые ответственные полёты – по санзаданию.

– Плановый полёт можно отменить из-за погоды, а санитарный рейс полетит при любых условиях, ведь на кону – человеческая жизнь. Заранее узнаём подробности, диагноз. Хотя на борту находится команда медиков, мы должны быть во всеоружии. В разгар пандемии забирали больных ковидом из Шойны и Северной Хаседы. Весь полёт были в защитных костюмах, масках, перчатках, бахилах. Прониклись уважением к врачам, которым приходится работать в таком камуфляже длительное время. Были и курьёзные случаи. Вызвали в Хорей-Вер, где рожала женщина. Прилетели, а роженица пришла к рейсу уже с малышом. Мальчик! – улыбается собеседник.

Незаменимым помощником становится вертолёт в поисковых работах. Антон сетует, что, отправляясь в тундру, люди надевают на себя костюмы цвета хаки, в тон той самой тундре:

– С воздуха сложно разглядеть человека, даже если очень низко летишь. Яркую куртку или хотя бы жилет со светоотражающими полосками увидеть проще. Однажды на Канине пять часов летали, так и не обнаружили заблудившегося. Хорошо, что он сам вышел к жилью.

Незаменимую машину уважают и любят жители тундры, но самые ярые её поклонники – школьники, что возвращаются к родным стойбищам после учебного года. Антон признается, что ощущает себя в таком рейсе волшебником из детской песенки.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – ВЕРТОЛЁТЫ

Лётчики рано становятся официальными пенсионерами. Для этого им надо провести в воздухе 3,6 тысячи часов. Антону осталось всего 100, но на отдых он не собирается. Предельный возраст пребывания на службе – 65 лет, но лишь в случае хорошего здоровья. Каждый год, а при необходимости и чаще, служителей неба проверяют по всем статьям. «Пламенный мотор» и прочие важные детали должны быть в порядке как
у машины, так и у её водителя. Это не считая ежедневных проверок на прочность перед каждым вылетом.

Помимо здоровья пилоты держат в тонусе знания и умения, регулярно выезжают на учёбу и тренажёры. Требования к полётам, пилотам и авиации в целом регулярно меняются. Отечественные НПП – наставления по производству полётов, подробно описывающие каждый шаг лётчика, заменили международные правила, не учитывающие региональные особенности. Ответственность за экипаж и пассажиров в связи с этим возрастает многократно. После училища Антон заочно окончил Ульяновский институт гражданской авиации и уверенно строит профессиональную карьеру.

– Авиация – дело тонкое и высокое, требует полной самоотдачи и сердечной привязанности. Когда тебя слушается большая мощная винтокрылая стрекоза, ощущаешь не только свою силу, но нежную к ней благодарность. Я счастливый человек, потому что летаю не только во сне, но и наяву, – признаётся Антон Хозяинов.

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.