Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района
Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу
Валентина Чибичик
Песня может найти своего слушателя не сразу после появления на свет, а спустя годы и даже десятилетия. Пока она «зреет», найдётся автор, готовый донести до зрителя сакральный смысл слов, и музыкант, подобравший нужные аккорды. В проекте «Вынгы’ сё”» всё сложилось именно так, и теперь есть шанс, что ненецкая песня, уходящая вместе с её носителями, зазвучит из уст молодого поколения музыкантов.
ИЗ НЕОКЛАССИКИ В ЭТНОМУЗЫКУ
Мы находимся у рабочего кабинета Игоря во Дворце культуры «Арктика». Вот-вот придёт съёмочная телевизионная группа, чтобы снять сюжет про «Вынгы’ сё”» – проект по созданию семи музыкальных композиций на основе ненецкого фольклора. Пока есть несколько минут, спрашиваю, как рождается музыка к ненецким песням.
– Эти треки не просто песня – они несут информацию. Тамара мне подсказывает, какой там герой, какая история, что означает название. У нас на одну песню может быть по два трека. Был даже момент, когда одна и та же песня звучит в миноре и мажоре, и мы не знали, какой вариант выбрать – и тот вариант офигенный, и тот, – глаза собеседника загораются, он сыплет на меня музыкальные термины и начинает жестикулировать. – Есть соло – то, что мы записали изначально. Я начинаю создавать аранжировку, то есть аккорды непосредственно, саму музыкальную материю. После у Тамары приходит идея дополнить её: прописать вокальную партию на 2–3 голоса. Можно сказать, создаётся многоэтажный дом. А музыку мы видим сквозь, не поперёк. Я думаю, что самое интересное зарождается, когда переслушивая несколько раз одну композицию, ты для себя открываешь новое, что там внутри звучит.
Игорь Сабатович выступает композитором в проекте. Окружная аудитория знает его как артиста оркестра и ансамбля, художественного руководителя вокально-инструментальной студии Current process. Игорь – мультиинструменталист. В совершенстве владеет саксофоном, фортепиано, играет на дудуке и бас-гитаре. Выпускник консерватории им. М.И. Глинки в Нижнем Новгороде и бакалавр Московской международной академии, приверженец неоклассики. Этот стиль включает в себя элементы классики и современной поп, рок и электронной музыки. Как у него получается создавать этнические мелодии с помощью бубна, детской ненецкой игрушки жужжалки-вывко и шумовых инструментов – копытки и рожки оленя – он и сам не знает.
– У нас есть холст, красной кистью мы рисуем объект – это вокал. А потом количество вариантов может быть с шестью нулями. Таинство какое-то. Как оно получается? Я не знаю. Прослушиваю записанный голос, одну ноту нажал и встал через семь часов. Причем не так что: «Не встану, пока не сделаю это». Нет, я поглощён процессом. Это интересно, сложно, загадочно и очень важно. Потому что это культура. Самое интересное, что не будь голоса, такое никогда бы не написал. Я как бы иду за голосом и подставляю инструменты, гармонию, бубны, синтезаторы, голос, аранжировку – это всё перекликается, – Игорь прерывается, здоровается с подоспевшей Тамарой, съёмочной группой, и мы заходим в его кабинет.
В ХОД ИДУТ КОСМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
По периметру комнаты стоят пюпитры, синтезаторы, барабанная установка, расставлены колонки, микрофоны на стойках, на стене висит гитара. От всего множества предметов идут провода, ведущие к усилителям звука. Никакого бубна, рожек и копытец рядом с музыкальными собратьями не наблюдается. Пока автор проекта Тамара Выучейская даёт интервью, интересуюсь у Игоря: «Привычные гитару и баян тоже используешь в работе?».
– Если только синтезированные. В оригинале может быть звук баяна, но он настолько видоизменён, что вся национальная принадлежность теряется. То есть он становится уже этническим инструментом, – рассуждает на излюбленную тему музыкант. – А этнический инструмент – это же космический инструмент. Если взять фортепиано, балалайку, баян, то мы чётко можем определить звук. Это все национальная принадлежность как ни крути, кроме фортепиано. А этнический инструмент трудно идентифицировать. Например, ударная индийская установка и болгарская, их же не отличишь. Они как бы космические, всенародные.
Ещё Игорь упомянул своего любимого композитора Ханса Циммера. Он пишет музыку к популярным кинофильмам и компьютерным играм. То, что саундтреки молодого музыканта тоже останутся в истории и прозвучат не только на окружной, но и международной сцене, сомневаться не приходится. И этому есть подтверждение: вторая песня проекта «Харта не тэта не» («Сама женщина, сама оленевод») на музыку Игоря Сабатовича вошла в шестёрку победителей конкурса Google Россия «Вместе на своём».
МАЛОЗЕМЕЛЬСКАЯ ТУНДРА – РОДИНА ТАЛАНТОВ
Песня «Харта не тэта не» старше Тамары более чем в два раза. Она ждала своего исполнителя в уникальном сборнике «Эпические песни ненцев» с 1959 года. Слова записала собиратель фольклора народов Севера Зинаида Куприянова в Нельмином Носе от Варвары Петровны Тайбарей, 1904 года рождения. Известный этнограф вспоминала: «Варвара Петровна в то время работала в самом посёлке и в свободное время охотно соглашалась нам диктовать».
Предки Тамары Выучейской тоже с Малоземельской тундры. Возможно, поэтому молодой девушке удаётся так убедительно петь про сильную тундровичку-оленевода.
– Мама рассказывала про мою прабабушку: Выучейская (в девичестве Хатанзейская) Варвара Николаевна родилась до революции, в 1914 году. Была родом из Канинской тундры. Когда во время войны её муж, Выучейский Пётр Александрович, был на фронте, ей пришлось самой
пасти оленей, – говорит Тамара в интервью телеканалу.
После корреспондент просит спеть песню, созданную в рамках проекта. Звучит первая композиция «Лохортако’ мун’» («Звон родников») и хрустальный голос Тамары. Слова ненецкой песни гармоничны вокалистке, словно она каждый день говорит на языке своей прабабушки.
– Ненецкий язык очень мелодичен, легко ложится на музыку, – отвечает девушка на привычный вопрос про сложность пения на ненецком. – Учитывая, что я слышала в детстве, как звучат эти песни, как они произносятся, проблем с исполнением не было.
ТАМАРА: «МОИ ПРЕДКИ СЛЫШАТ МОЙ ГОЛОС»
Вообще, в роду Выучейских-Талеевых талантов много: папа – художник Павел Выучейский, тётя – художница Надежда Выучейская, бабушки Талеева Клара Петровна и Помылева Анастасия Аристарховна, знавшие старинные ненецкие песни, дедушка Выучейский Александр Петрович прекрасно пел и играл на баяне. Девушка продолжила творческую династию и окончила Санкт-Петербургский институт культуры по направлению «Эстрадно-джазовое песние». Параллельно выступала на сцене, преподавала вокал маленьким нарьянмарцам. А потом захотелось вернуться к корням, и случился молодёжный форум, где молодой музыкант выиграла 530 тысяч рублей от Росмолодёжи. Это грант на создание ненецких песен, которые будут звучать на большой сцене и в детских садах, на фестивалях и у очага чума.
– Помню, бабушка сидит дома, что-нибудь напевает. Я тогда не вслушивалась в слова, не придавала им значения, это было фоном. После того как бабушки ушли, пришло осознание, что песни тоже уходят, и надо это кому-то возрождать, а уже не у кого спросить. Тем более я с музыкой решила связать свою жизнь, тут сам Бог велел, – раскрыла секрет единения с ненецкой песней молодой музыкант. – Когда пою песню, думаю о своих корнях. Я верю в память рода и уверена, что мои предки слышат мой голос.
БАЯН БУБНУ НЕ ТОВАРИЩ
В этнографическом стойбище Валерия Гударева вблизи Нарьян-Мара многолюдно. Здесь и гости с Большой земли, и команда межрегионального туристского проекта «Серебряное ожерелье России», и группа «Ханийко» («Дети Севера») Этнокультурного центра НАО. Юные артисты первыми станцуют и споют под новые песни, рождённые в проекте. Концерт-презентация запланирован на ноябрь, а сегодня
у детей насыщенная программа: познакомиться с мастером, чтобы узнать, из каких материалов получаются самые космические бубны, и опробовать их в деле.
Именно бубны Валерия Гударева будут звучать в будущих музыкальных композициях. Руководит творческим процессом Вероника Талеева.
Опытный педагог, балетмейстер и наставник проекта «Вынгы’ сё”» выстраивает детей, облачённых в ненецкие костюмы, за чумом на поляне-сцене и импровизирует. Задаёт хлопками ладоней ритмы, а дети воплощают их колотушкой на бубне. Тут же появляются танцевальные движения, рождаются идеи для вокально-хореографических номеров.
Вероника Ивановна говорит, что для создания новых концертных номеров очень не хватает ненецкой музыки.
– Не хочется использовать баян, современные технологии позволяют синтезировать звук ветра, крики птиц, скрип снега. Это новый удивительный мир современной ненецкой песни и музыки.
СОХРАНИТЬ КРУПИЦЫ НАРОДНОГО ЭПОСА
Команда проекта понимала, что соединить эпическую песню и электронную музыку – рискованное дело. Может получиться распространённая на многих этнических фестивалях и конкурсах эстрада. Тут всё зависит от аранжировки: композитор может изуродовать старинную песню агрессивной музыкой либо подобрать аккорды так, чтобы песня «раскрылась».
– Мы берём песни из жизни, которые не знали, как подать. По большому счету – это эксперимент. Пробуем разные звучания и хотим понять, в том мы направлении движемся или нет. Нам хочется экспериментировать! – азартно убеждает меня в нужности этого проекта Вероника Ивановна. – Мы работаем с песнями современных авторов, таких как Прокопий Явтысый, Вячеслав Смирнов, берём песни, с которыми выступали на конкурсе «Сава сё» («Дивная мелодия»), стараемся дать второе рождение песням, опубликованным в книге Зинаиды Куприяновой "Эпические песни ненцев". Чтобы песня не забылась, потому что некоторые мелодии, ритмы и напевы очень красивые, оригинальные.
Пока мы пьём чай, ребята снова переодеваются в костюмы. После перерыва будут съёмки для итоговых видеороликов. Маленькие артисты ещё непосредственны, но уже дисциплинированны и выдержанны. Они не раз с ездили выступать в Москву, проехали по сёлам округа с концертной программой к Дню Победы, регулярно выступают в Этнокультурном и туристическом центрах.
– Вероника Ивановна, помогите завязать, – просит руководителя девочка в панице и протягивает яркий шерстяной пояс. Несколько прядей волос у подростка тонированы розовым цветом.
– Сколько лет тебе было, когда ты пришла в «Ханийко»? – педагог берёт в руки детский ремешок и оборачивает вокруг талии подопечной.
– Семь.
– А теперь?
– Двенадцать.
– И я всё еще учу вас завязывать пояса, – с родительским теплом и без укора говорит создатель детской группы «Ханийко».
Она распрямляет складки на девичьих паницах, поправляет косы с накосниками на спине и отправляет детей на улицу.
– Мы не претендуем на фольклор. Сегодня мало кто исполняет эпические песни, практически никто их не поёт, всё это уходит. Но сохранить крупицы какие-то, как-то интерпретировать в современном плане, очень бережно – наша задача.
9 мая 2024 г.
Уважаемые земляки!
Примите сердечные поздравления с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!
8 мар 2024 г.
Прекрасные северяночки!
В этот день весны, красоты и нежности мы с огромным удовольствием вновь выражаем признательность и благодарность за то, что вы ежедневно украшаете мир, дарите нам повод для улыбки, а также стимулируете к большим достижениям и героизму.
23 фев 2024 г.
Уважаемые земляки!
От имени Совета и администрации Заполярного района поздравляем вас с Днём защитника Отечества!