Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

Полуторавековая ямданка Выучейских

Ирина Коткина, фото автора, Леонтия и Матвея Чупровых

Если сложить оленеводческий стаж в СПК «Харп» членов семьи Выучейских из посёлка Красное, получится внушительная цифра – 156 лет! Из них 86 на двоих отработали глава семейства Николай Ильич с супругой Екатериной Александровной, остальные 70 – продолжатели династии два сына, две дочери и три внука.

Первое лето ветераны оленеводства проводят в посёлке. После долгих кочевий и забот о стаде пришло время отдохнуть и осесть в доме, который три года назад получили по окружной программе поддержки тружеников тундры.

Дом двухэтажный, с высоким крыльцом. Заходим туда с главой сельского поселения Леонтием Чупровым.

– Люди скромные, много говорить не будут, – предупреждает Леонтий Михайлович.

Немногословность тундровиков хорошо известна. Приходится идти на хитрость и вызывать хозяев на разговор по отдельности.

 

Чумовая хозяйка

С кухни пахнет ароматным оленьим евэем. Традиционное блюдо у любой хозяйки чума всегда на первом месте. Есть евэй – есть обед. Главная забота чумработницы – чтобы семья была сыта, одета, здорова, чтобы в чуме было тепло и прибрано.

В паспорте у Екатерины Александровны местом рождения значится Большеземельская тундра.

– Зимой родилась. Самая первая в семье, нас трое было, – рассказывает собеседница, ровно положив на стол натруженные ладони, – Родители кочевали, и мы вместе с ними. Мама всему научила.

Место рождения стало для тундровички местом притяжения. Когда Катя в красновской школе училась, только каникул и ждала, чтобы в родной чум вернуться. Может, поэтому и зооветтехникум в Нарьян-Маре не окончила, что по дому тосковала.

– Училась хорошо, тяжело не было, просто в тундру потянуло. Уговаривали остаться, но я уехала, – вспоминает Екатерина Александровна о времени, когда 17-летней девушкой вновь занялась многотрудной работой чумработницы, – Маме помогала, мы весь год ямдали, в посёлок только во время убоя заходили.

Будущий муж как-то зимой заглянул к гостеприимному очагу, а в августе, после Дня оленя, в сельсовете зарегистрировали новую семью. Николай Выучейский – тоже из тундровых, вот и вторую половинку себе под стать нашёл, чтобы не объяснять жене, что такое чумовая жизнь.

Девять детей – два мальчика и семь девочек – один за другим пополняли клан Выучейских. По традиции лучшим местом на земле считали чум. Тягу к тундровому житью переняли и внуки. Трое старших работают в «Харпе», младшие рядом.

– Весь день на улице. Чаю попьют и опять гулять. Любят, когда я котлеты делаю. Есть ручная мясорубка, мясо перекручу и леплю. Хлеб привозим из посёлка, а летом блины и пончики жарим. Внимания на комаров не обращают! – добавляет Екатерина Александровна, отвечая на смешной «городской» вопрос о тундровых вампирах.

Нынешнее лето в посёлке отличается от привычного. В четырёх стенах горизонта не видно, но, как и обещали 44 года назад, супруги Выучейские и в горе, и в радости вместе. Год назад коронавирусом хором заболели, в больнице в Нарьян-Маре лежали. В феврале Николай Ильич на пенсию вышел, а за ним и Екатерина Александровна любимую тундру оставила, перевелась в мастерскую «Харпа» по мехпошиву.

– У мужа сустав болит. Надо в город ехать, там МРТ теперь есть. Чем занимается? Пусть сам расскажет, – Екатерина Александровна ведёт меня по крутой лестнице наверх, где перед большим экраном телевизора с планшетом в руках, палочка рядом, отдыхает Николай Ильич.

 

Место работы – тундра

– Заняться особо нечем, – собеседник поднимается с постели и усаживается на заправленную цветным покрывалом кровать, откладывая в сторону планшет, – Дом большой, кругом стены. Куда выберешься? Сустав болит, не могу по тундре бегать. Эту ногу я давно ломал на гонках на Дне оленя, из нарт неудачно вывалился.

Историю жизни излагает кратко. Родился на Варандее, начальную школу окончил там же, с пятого по восьмой класс в Нарьян-Маре учился.

– Ненецкая школа-интернат тогда была в здании у Вечного огня. Помню хорошо воспитателя нашего, Елизавету Марковну Ульяновскую. В классе было больше тридцати человек, – поясняет Николай Ильич, и я радуюсь упоминанию об НШИ, где отработала больше двадцати лет и не понаслышке знаю о его обитателях из дальних деревень и стойбищ. Никаких тебе южных морей, только домой!

– Не пошёл учиться дальше, вернулся в тундру. Родители ближе к Красному перекочевали. В семье нас четверо было – два брата и две сестры. Дома своего не было, весь год ямдали. Раньше оленеводы без домов жили. Когда на убой приезжали, жили у знакомых. Теперь вот дом большой – четыре комнаты вверху, две внизу, кухня, отопление, вода, – перечисляет Николай Ильич, – Жене спасибо, это она документы на дом собрала.

Когда вспоминаем Екатерину Александровну, собеседник хитро прищуривается:

– По Интернету познакомились! – и тут же, в ответ на мою понимающую улыбку, уточняет: – Раньше мы начальство по бригадам на упряжках возили, так и заехали в чум, где я жену первый раз увидал. Так что начальству спасибо за знакомство. 

О работе в тундре, где пастушил и бригадирствовал больше сорока лет, всего два слова: «Ничего особенного». Но вы же понимаете, друзья, что стоит за этими словами?

Предлагаю сфотографироваться с женой на фоне дома, но сомневаюсь, сможет ли спуститься на улицу.

 – Как это не могу? – обиженно восклицает Николай Ильич, берёт в руки палочку и показательно уверенно шагает вниз по ступенькам на первый этаж.

В коридоре Тобик – блондинистая лайка вместе с хозяевами первый год на вынужденном отдыхе. Осторожно глажу работягу по мохнатому загривку – скучаешь по тундре?

Николай Ильич ведёт в угол огороженного участка. Там новенькие, вкусно пахнут деревом, добротные нарты.

– Вот, от нечего делать смастерил. Здесь будем фотографироваться! – и откладывает в сторону палочку, чтобы не попала в кадр.

Прощаюсь, благодарю за разговор, который, вопреки опасениям, получился. Обитатели дома по улице Тундровой машут на прощание рукой.

– Напишу про вас. Как не надо? Обязательно надо!

В День оленевода почётную чумработницу НАО Екатерину Александровну Выучейскую, ветерана оленеводства Николая Ильича Выучейского, весь их большой семейный аргиш по традиции поздравили односельчане и товарищи по тундровой профессии. И мы поздравляем. Благодаря таким немногословным, скромным, верным своему делу труженикам коллективный оленеводческий стаж Ненецкого округа с каждым годом будет лишь прирастать.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.