Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района

Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу



 

Сумка, которая не тяжелит

Виктор Ильин

Жаркий в этом году выдался август! И не только на бесстрастный взгляд термометра, но и в той горячей круговерти дел, куда меня погрузил проект «Память земли». Осуществляется он в тесном взаимодействии с Всероссийским Движением первых, объединившим юных патриотов нашей страны.

Моя цель побывать там, где шли самые кровавые и ожесточённые сражения Великой Отечественной войны, в которых участвовали наши земляки-северяне (а они воевали на всех фронтах), и взять с мест боёв священную землю Великой Победы. Она станет частью Холма памяти, который появится на территории храмового комплекса в посёлке Искателей, и вернётся ко всем участникам проекта в памятной гильзе.

Калейдоскопом незабываемых впечатлений пронеслись леса и поля Белоруссии, краснокирпичные стены бастионов Брестской крепости-героя, величественный памятник экипажу лётчика Николая Гастелло, геройски погибшему в первые дни войны. Я возложил цветы и собрал в контейнер землю у небольшого обелиска, установленного в честь подвига Николая Францевича и его боевых товарищей. В их числе был и уроженец Нижней Пёши стрелок-радист сержант Алексей Александрович Калинин.

Очень скоро моя дорожная сумка сильно потяжелела от земли, которую я добывал сам или получал от друзей и единомышленников со всех территорий, где когда-то шли бои. Она была разной эта земля. Тёмная от перегноя юга и песчаная с увалов Кольского полуострова. Светлая и буроватая. Лёгкая и утяжелённая глиной. Комковатая и сыпучая. Земля Родины, которую наши деды и прадеды не отдали врагу.

Брест, Ростов, Смоленск, Волгоград, Ладога, Санкт-Петербург, Орёл, Калининград, Мурманск, Карелия... Сумка оттягивает плечо, но не тяжелит. Мой поход за землёй и за памятью продолжается.

Я становлюсь немного белгородцем

И вот Белгород. Сегодня это прифронтовой город. Удивительно чистый, ухоженный, добрый. Умеющий разумно организовать свою жизнь. Улыбающиеся люди на улицах. Малыши, копошащиеся на детских площадках. Но... Нет-нет и они, а чаще их мамы или бабушки тревожно вскидывают головы вверх, заслышав подозрительный звук. Особенно если он напоминает гудение, какое может быть у какого-нибудь гигантского комара. И сразу становятся недетскими детские глаза. Здесь не понаслышке известно, что такое «прилёт» о чём мы, северяне, знаем только из новостей. Чувствуется близость к прифронтовой зоне. Со всеми вытекающими.

Город мне показывают председатель Белгородского регионального отделения Движения первых Алина Эдуардовна Колотилова, замечательный гид по имени Александр и, конечно, ребята из Движения, которые наперебой делятся со мной, вроде бы уже немолодым человеком, своими историями о родном городе и области. C удовольствием назову всех по имени: Кирилл Владимирович Андреев, Марк Ильясович Нудель, Евгений Алексеевич Байдиков. Они буквально влюблены в свой Белгород и находят для гостя слова, зарождающие и во мне частичку этой любви. С юношеским азартом, перебивая друг друга, непроизвольно соревнуются в самых ярких эпитетах, выражающих их преданность малой родине Белгородщине, которая сегодня волей истории стала горячим российским пограничьем, засечным краем державы. Я слушаю звонкие голоса ребят и девушек, их идущие от сердца слова и чувствую, как сам становлюсь немного белгородцем, такая сила связывает моих новых знакомых с этой землёй, обильно политой кровью наших предков.

Нынче эта земля опять под прицелом врага. 27 августа, когда я уже покинул Белгород, около 500 бойцов ВСУ пошли на прорыв в районе населённого пункта Нехотеевка и многострадального Шебекино. Наши вооружённые силы были готовы к отражению агрессии. Врагу не поздоровилось: украинских неонацистов и иностранных наёмников участники СВО «угостили» на славу. Враг оставил после себя трупы и горящие остовы разбитой техники. В состав группы вторжения, как стало известно позже, входили наёмники из Польши, Грузии и США.

А пока мы с моими новыми друзьями гуляем по залитой солнцем новой набережной реки Северский Донец, заворачиваем в прекрасный Центральный парк, любуемся ухоженными улицами, площадями, уютными придомовыми территориями, зелёными скверами, местами отдыха. Ребята показывают мне место недавнего прилёта смертоносной начинки от украинских нацистов. Здесь погибли дети...

У моих собеседников темнеют глаза, когда они вспоминают этот чёрный день. Я слышу их сбивчивые речи, обещания не забыть. Накал страстей достигает апогея. Но слова активистов из Движения первых не какие-то «домашние заготовки», предназначенные для гостя, не отрепетированные фразы, не приправленные перчинкой речевые обороты официоза нет, они рвутся из глубин души, из потаённых закоулков юношеских сердец. В них нет ни толики картинности, напыщенности, формальности. И оттого слово молодых пронимает собеседника, заставляет верить Первым, побуждает становиться в их ряды.

Третье ратное поле Отчизны

Назавтра мы выезжаем в расположенное неподалёку от Белгорода Прохоровское поле. Теперь меня сопровождают Мария Дмитриевна Лопина, Егор Александрович Доманов, Ольга Евгеньевна Чурсиная, Анастасия Дмитриевна Криушина, Ламия Мушфиговна Коджаева, Анастасия Игоревна Логвиненко, Виктория Алексеевна Нечетова. Снова вижу прекрасные юные лица, слышу рассказы о полной острых переживаний волонтёрской жизни белгородских ребят, ставших Первыми по зову сердца.

Ровно 81 год назад на Прохоровском поле горели фашистские «Тигры», как сегодня в Курской области горят фашистские «Леопарды». Нынче эта территория сакральное пространство, где каждый камушек, каждая травинка имеют особую цену цену великой Памяти и Славы нашего народа. Как место сражения, Прохоровское поле является третьим ратным полем России после Куликова и Бородинского. Здесь, на этой священной земле, наши деды и прадеды отстояли независимость Родины, завоевали право быть на века великим и гордым народом, живущим по заветам предков.

В выжженное августовским солнцем синее небо взметнулась белокаменная звонница и маковки купола Храма святых апостолов Петра и Павла, возведённого за упокой душ и на вечную память христолюбивого воинства защитников Отечества. Тут же расположен комплекс культурно-исторического центра «Прохоровское поле» с библиотекой и музеем, ротонда «Колокол единения», скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран», экспозиция, посвящённая работникам тыла.

Мы посещаем музей, прикасаемся к броне «тридцатьчетвёрки», взметнувшейся с постамента, останавливаемся у бюстов Дмитрия Донского, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова. Памятников много. Мы обходим все. Поодаль от зелёной лужайки ребята насыпают в загодя приготовленный мешочек землю с Прохоровского поля. Северяне и его окропили своей кровью.

Даю небольшое интервью Белгородскому телевидению. Рассказываю о наших предках-земляках, которые сражались в «битве машин» на Курской дуге. В августе сорок третьего здесь бился с фашистами и погиб уроженец Нарьян-Мара командир танка «КВ» лейтенант Георгий Сокольников. Тут же получил тяжёлое ранение красноармеец Филипп Беляев из деревни Тельвиски Ненецкого национального округа. Громил гитлеровцев артиллерист Василий Сауков из Печорского села Андег. Всех не перечислишь...

Русский имя прилагательное

Вихрь самых разных мыслей и чувств обуревает меня. Восемь десятков лет назад здесь, под Прохоровкой, проходили испытание на крепость не только сталь танков «Уралвагонзавода», выплавленная в доменных и мартеновских печах Магнитки, и сила моторов наших «ЯКов», «Лавочкиных» и «Петляковых», изготовленных в Рыбинске, Перми и Горьком. Самое трудное испытание прошёл Человек. Русский человек. Когда я говорю «русский», то отнюдь не имею в виду одну лишь этническую составляющую этого понятия. В моём понимании «русский» это русский, украинец, грузин, белорус, бурят, ненец, коми, якут... Великий советский ас Иван Никитович Кожедуб, который именно здесь, на Курской дуге, сбил свой первый «мессер», а потом довёл личный боевой счёт до 62 уничтоженных фашистских самолётов, был украинцем. Маршал Победы Константин Константинович Рокоссовский был поляком. Александр Иванович Маринеско, пустивший на дно плавучую казарму военно-морского флота нацистской Германии «Вильгельм Густлофф» молдаванином. Наш земляк, стрелок-радист сержант Алексей Александрович Калинин из экипажа Николая Францевича Гастелло, как уже говорилось, был ненцем. Сам Николай Гастелло белорусом.

В той войне мы воевали не за пятую графу в паспорте была такая, где указывалась национальность гражданина СССР а за общую великую страну, за её свободу и независимость. Поэтому и победили. Как победим нацистское охвостье со всего мира и сейчас в одном общем строю с «боевыми бурятами» из Улан-Удэ, батальоном «Ахмат» из Чечни, бойцами с позывными «Якут». Сегодня все они воюют за Россию, за Русский мир и называют себя русскими, не задумываясь о сплетении генов, отвечающих за этническую принадлежность.

Для нас, русских, само слово «русский» даже в грамматическом смысле является прилагательным, характеризующим сущность предмета. Оно, как вам скажет любой учитель словесности, отвечает на вопрос не «Кто?», а «Какой?». В нашем языке русский единственное самоназвание народа, лексически выраженное таким образом. Русский значит и русский, и дагестанский, и чеченский, и ненецкий, и татарский, и еврейский... Свой. Родной. Общий.

На эту особенность нашего соборного национально-государственного самосознания, кстати, обратил внимание Владимир Владимирович Путин. Вспомним его слова, сказанные через несколько дней после начала специальной военной операции: «Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дагестана, лакца по национальности, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин»...

Лица Новой России

Земля с Прохоровского поля теперь отправится в далёкий посёлок Искателей в Ненецком автономном округе. Впитавшая горячее солнце юга, насыщенная терпким гумусом, дарящим плодородие, она ляжет рядом со своей сестрой песчаной землицей Севера. К ним присоединится каменистая дроблёнка с хмурых сопок Кольского полуострова, хранящая еле уловимый запах хвои земля лесов Прибалтики, хлебный чернозём Орловщины, комок священной земли с ленинградской Дороги жизни... Эта та земля, за которую сражались и умирали люди, благодаря которым мы живём в нашем лучшем из миров. Они отстояли Большую Землю России. Даже если она называлась Малой, как под Новороссийском.

Я прощаюсь со своими новыми друзьями из Белгорода. Мы обмениваемся адресами электронных почт, договариваемся встретиться ещё. Я подписываю им свои книги на добрую память. Ребята и девушки из Движения первых напутствуют меня словами: «Приезжаете ещё, Виктор Николаевич, теперь вы наш!» Я в свою очередь приглашаю их к нам, на Север.

Да, я их! А они мои. Ничто не цементирует дружбу сильнее, чем чувство сопричастности к одному великому делу. И радость большая, чем самые добрые слова прощания, наполняет меня с мыслью: вот они какие, наши молодые 20-х годов ХХI века! Красивые, умные, целеустремлённые, беззаветно любящие свою Родину. Вот оно лицо Новой России! А ведь ещё сравнительно недавно это лицо нам представлялось (да и было на самом деле!) совсем другим: утратившим духовность, искажённым гримасой бездумного потребительства, обезображенным безнравственностью и алчностью.

Но пришли иные времена. Перевёрнута страница, написанная для молодых граждан России в политтехнологических лабораториях Сороса, в зловещих недрах ельцин-центров, в бесчисленных закордонных институтах и фондах «общественного мнения» блудливыми ручонками либералов. Омытая чистым родником перемен, всколыхнутая схваткой с врагами России, молодёжь восстала из топей социального уныния и безвременья. И сегодня мне однозначно ясно: им, молодым, можно доверить страну. С ними мы победим. Враг будет разбит, победа будет за нами. И за ними молодыми.

Меня ждёт Брянск, партизанский край. Сероватые суглинки Брянщины, земля неуловимых героев здешних дремучих лесов. Осуществление проекта «Память земли» продолжается.

 

Учредитель: Администрация Заполярного района.
Адрес учредителя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10.
Тел.: 8 (81853) 4-88-23. Факс: 8 (81853) 4-88-23. E-mail: admin-zr@mail.ru
Издатель: Муниципальное казённое учреждение Заполярного района «Северное».
Главный редактор: Ворончихина Екатерина Викторовна.
Адрес издателя: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б., каб.103.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: mbu-severnoe@mail.ru
Адрес редакции: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 3 Б.
Тел.: 8 (81853) 4-81-36. Факс: 8 (81853) 4-81-36. E-mail: zvplus@mail.ru

Общественно-политическая газета «Заполярный вестник+»
зарегистрирована в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу.
Свидетельство ПИ № ТУ 29-00425 от 18.03.2013.