Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района
Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу
Информацию подготовил заместитель начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области и НАО Виссарион Геннадьевич Жирков
1) Лишение родительских прав влечет прекращение права на получение мер государственной поддержки на этого ребенка
В силу положений Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе материнский (семейный) капитал, возникает у ребенка (детей в равных долях) в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по установленным законом основаниям, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Лишение родительских прав является одним из оснований для прекращения права на получение мер государственной поддержки у родителей, и возникновения такого права у ребенка.
В целях восстановления прав несовершеннолетних законному представителю ребенка (организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/опекун/попечитель) необходимо обратиться в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления права подопечного на получение предусмотренных Федеральным законом № 256-ФЗ мер государственной поддержки и выдачи ребенку сертификата на материнский (семейный) капитал.
2) Об ответственности за изготовление и сбыт, пропаганду и демонстрирование нацистской атрибутики и символики
Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ
«Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.
Для этого законом запрещено:
использование, в том числе публичное демонстрирование и пропаганда, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах;
пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны;
пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами, национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Несоблюдение указанных запретов влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, должностных лиц – от одной тысячи до четырех тысяч рублей, юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В свою очередь изготовление или сбыт в целях пропаганды
либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики
или символики и других соответствующих материалов подпадает под действие ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, которой предусмотрен штраф для граждан от одной тысячи до двух тысяч пятьсот рублей, должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей, юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
При этом при назначении наказания предмет административного правонарушения подлежит конфискации.
Закрепленные в комментируемой статье положения не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
При повторном совершении перечисленных выше противоправных действий лицами, подвергнутыми административному наказанию по ст. 20.3 КоАП РФ, наступает уголовная ответственность по ст. 2824 УК РФ, с назначением по ч. 1 – штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на тот же срок, по ч. 2 – штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на тот же срок.
3) Об уточнении механизма правового регулирования использования и освоения земельных участков.
По вопросам нарушения земельного законодательства региональным надзорным ведомством в истекшем периоде 2024 года разрешено свыше 300 жалоб, из них каждая четвертая признана обоснованной.
Частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 06.11.2024 № 50-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова» вышеуказанная норма закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, предусмотренная ею административная ответственность наступает за неисполнение обязанности по использованию в течение установленного федеральным законом срока земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома, в указанных целях в отсутствие в действующем федеральном законодательном регулировании прямого, ясного и недвусмысленного указания на такой срок.
При принятии решения судом, в том числе, обращено внимание, что с 01.03.2025 вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и городничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Этим Федеральным законом в целом уточняется механизм правового регулирования использования и освоения земельных участков из состава земель населенных пунктов, в том числе предназначенных для индивидуального жилищного строительства, а также садовых и огородных земельных участков: в Земельный кодекс Российской Федерации вводится статья 85.1, которая определяет понятие освоения указанных земельных участков и предусматривает, что срок такового не может составлять, по общему правилу, более трех лет; на Правительство Российской Федерации возлагаются полномочия по установлению в соответствующих нормативных правовых актах признаков неиспользования таких земельных участков и перечня мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
4) Усилены административные ограничения в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено обязательное установление административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную и неснятую судимость за совершение преступлений против половых свободы и неприкосновенности несовершеннолетних. Такой надзор предусматривает соблюдение лицом возложенных на него судом административных ограничений и выполнение им ряда предусмотренных законом обязанностей.
Федеральным законом от 06.04.2024 № 69-ФЗ расширен перечень ограничений, налагаемых на данную категорию лиц.
Так, им в обязательном порядке устанавливается запрет посещения объектов и территорий образовательных, медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, предназначенных для детей, организаций отдыха детей и их оздоровления, площадок с использованием открытой плоскостной детской игровой и детской спортивной инфраструктур.
Изменения вступили в силу с 17.04.2024.
5) Какое огнестрельное оружие может храниться у граждан России?
Оружие является источником повышенной опасности и в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется (ст. 2 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» на (далее – Федеральный закон): гражданское, служебное; боевое ручное стрелковое и холодное.
Огнестрельное оружие, которое может храниться гражданами Российской Федерации, относится к гражданскому оружию. Данный вид оружия может использоваться в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях (абз. 1 ст. 3 Федерального закона).
Гражданское огнестрельное оружие подразделяется на (абз. 2 ст. 3 Федерального Закона):
1) оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
2) спортивное оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное;
3) охотничье оружие: огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
4) оружие, используемое в культурных и образовательных целях, в
частности: оружие, имеющее культурную ценность; старинное (антикварное) оружие; копии старинного (антикварного) оружия.
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции (абз. 1 ст. 4 Федерального закона).
Отметим, что гражданам РФ не разрешается иметь в собственности свыше следующего количества гражданского огнестрельного оружия отдельных категорий, если оно не является предметом коллекционирования (абз. 11 ст. 13 Федерального закона): 5 единиц огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия; 10 единиц общего количества охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом (при наличии у гражданина права на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом); 5 единиц спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом; 2 единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения; 10 единиц общего количества оружия, указанного в пунктах 1 и 2.
6) Какие документы нужны для хранения оружия?
Хранение гражданского огнестрельного оружия и патронов к нему гражданами Российской Федерации разрешается при наличии соответствующего разрешения, полученного в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ (далее – Росгвардия) или ее территориальных органах (абз. 14 ст. 13, абз. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон); пп. 19 п. 9 Положения «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (далее - Положение); п. 54 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, (далее- Правила): на хранение оружия; на хранение и ношение оружия.
Для получения соответствующего разрешения гражданину Российской Федерации в двухнедельный срок после приобретения оружия необходимо представить в Росгвардию или ее территориальный орган следующие документы (ч. 13 ст. 13 Федерального закона; п. 9 Административного регламента Росгвардии по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, утв. Приказом Росгвардии от 26.06.2018 № 221; п. 9 Административного регламента Росгвардии по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения), утв. Приказом Росгвардии от 17.06.2019 № 207): заявление о выдаче соответствующего разрешения; паспорт гражданина Российской Федерации; дубликат лицензии на приобретение оружия с отметкой организации-поставщика о его продаже либо с отметкой уполномоченного подразделения Росгвардии или подразделения лицензионно-разрешительной работы (в случае получения оружия непосредственно от предыдущего владельца); две фотографии размером 3 x 4 см.
За выдачу разрешения на хранение (хранение и ношение) оружия и
патронов к нему необходимо уплатить госпошлину (пп. 136 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; ст. 23 Федерального закона).
До выдачи соответствующего разрешения оружие и патроны хранятся у владельца на основании дубликата лицензии на приобретение оружия.
Иностранные граждане могут ввозить на территорию Российской Федерации спортивное огнестрельное оружие при наличии приглашения для участия в спортивных мероприятиях на основании соответствующего разрешения, выданного Росгвардией или ее территориальным органом. Указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные приглашением (абз. 3 ст. 14 Закона; пп. 9 п. 2 Положения; п. 90(1) Правил).
Охотничье огнестрельное оружие и патроны к нему могут ввозиться иностранными гражданами в РФ для использования в охоте на основании соответствующего разрешения, выданного Росгвардией или ее территориальным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, по их заявлению с представлением установленного перечня документов (абз. 10 ст. 14 Федерального закона; пп. 9 п. 2 Положения; п. 90(1) Правил).
Иностранным гражданам разрешается хранить огнестрельное оружие,
приобретенное в Российской Федерации, в течение 10 дней на основании лицензии на его приобретение, выданной Росгвардией (ч. 3 ст. 22 Закона; п. 61 Правил).
7) Какие правила установлены при хранении огнестрельного оружия и патронов?
Принадлежащее гражданам Российской Федерации охотничье огнестрельное оружие, спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие, огнестрельное оружие самообороны и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к оружию и патронам посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) (абз. 5, 6 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон); п. 59 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, (далее – Правила); п. 65 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утв. Приказом Росгвардии от 14.01.2020 № 8 ( далее – Административный регламент): сейфах; сейфовых шкафах; металлических шкафах для хранения оружия; ящиках из высокопрочных материалов; деревянных ящиках, обитых железом.
На территории Российской Федерации запрещено, в частности: хранение спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом вне спортивных объектов, за исключением хранения спортивного огнестрельного
длинноствольного оружия с нарезным стволом, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 13 Федерального закона; хранение физическими лицами патронов к гражданскому оружию, право на приобретение которых они не имеют, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
В местах временного пребывания граждане Российской Федерации должны хранить оружие и патроны с соблюдением условий, исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Иностранные граждане по завершении досмотра таможенными органами Российской Федерации вправе передать огнестрельное оружие и патроны, временно ввезенные ими в Российскую Федерацию, в частности, в целях охоты, участия в спортивном мероприятии, юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, оформившим приглашения для участия в соответствующих мероприятиях и (или) заключившим договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, для обеспечения сохранности и транспортировки к месту проведения соответствующих мероприятий огнестрельного оружия и патронов.
В случае самостоятельного осуществления временного хранения огнестрельного оружия и патронов, ввезенных иностранными гражданами в Российскую Федерацию, в частности, в целях охоты, участия в спортивном мероприятии, оно должно осуществляться указанными гражданами в условиях, обеспечивающих сохранность оружия и патронов.
Лица, владеющие на законном основании огнестрельным оружием и патронами, обязаны обеспечивать доступ к местам их хранения должностным лицам органов Росгвардии, сотрудникам органов внутренних дел в целях выполнения контрольных функций.
8) Какая ответственность установлена за нарушение правил хранения и незаконное хранение огнестрельного оружия и патронов?
В случае неисполнения лицом, владеющим на законном основании огнестрельным оружием, обязанности по предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам Росгвардии, сотрудникам органов внутренних дел разрешение, в частности, на хранение или хранение и ношение аннулируется и изымается органами Росгвардии.
За нарушение установленных правил хранения огнестрельного оружия и патронов в общем случае физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 500 до 2 000 руб. либо лишено права на хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до года (ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ).
Если в связи с нарушением правил хранения оружия оно утрачено (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), на граждан может быть наложен административный штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. с конфискацией оружия или без таковой, либо граждане могут быть лишены права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия или без таковой (ч. 4.3 ст. 20.8 КоАП РФ).
Незаконное хранение оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, в том числе в случае, если действие соответствующего
разрешения (лицензии) было прекращено и гражданин был об этом уведомлен, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 руб. с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до 15 суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой (если такое хранение не содержит уголовно наказуемого деяния) (ст. 20.10 КоАП РФ; п. 3 Примечания к ст. 20.10 КоАП РФ).
Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»).
Незаконное хранение оружия, его основных частей и боеприпасов может повлечь уголовную ответственность.
Так, например, незаконное хранение огнестрельного оружия, его основных частей и патронов (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) в общем случае грозит физическим лицам привлечением к уголовной ответственности в виде (ч. 1 ст. 222 УК РФ): ограничения свободы на срок до трех лет; принудительных работ на срок до четырех лет; ареста на срок до шести месяцев; лишения свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается (ч. 1 ст. 224 УК РФ): штрафом в размере до 100 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; обязательными работами на срок до 360 часов; исправительными работами на срок до года; ограничением свободы на срок до года; арестом на срок до шести месяцев.
А в случае, если небрежное хранение огнестрельного оружия повлекло смерть двух или более лиц, физическое лицо наказывается (ч. 2 ст. 224 УК РФ): обязательными работами на срок до 480 часов; исправительными работами на срок до двух лет; лишением свободы на срок до двух лет.
9) Разъяснения законодательства о противодействии терроризму.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Как следует из п. 2 указанной статьи, под террористической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре.
Как следует из абзаца 2 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя территориальной целостности Российской Федерации).
10) Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
Правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия
обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, аналогичный подход применяется и при проведении допросов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, что выражается в особенностях проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
При этом для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
подозреваемых и обвиняемых к обязательному участию в уголовном деле, помимо защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 425 УПК РФ), привлекаются их законные представители (ст. 48, п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого должен участвовать педагог или психолог.
Привлечение педагогов, педагогических работников и психологов является дополнительной процессуальной гарантией прав несовершеннолетних.
Так, педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.
Обязательным участие педагога или психолога является в случаях, когда
обвиняемый или подозреваемый: не достиг возраста 16 лет; достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством; отстает в психическом развитии.
Для несовершеннолетних старше 16 лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя либо по ходатайству защитника.
Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого вправе знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием несовершеннолетнего, и подавать на них замечания, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и иных уполномоченных лиц и органов.
Равно как и совершеннолетние лица, свидетели и потерпевшие, не достигшие 18-летнего возраста, вправе пользоваться помощью адвоката и переводчика.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.
11) Ответственность за совершение диверсии.
Диверсия, согласно ч. 1 ст. 281 УК РФ, это совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации.
За эти действия наступает ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 281 УК РФ лишением свободы на срок от 12 до 20 лет наказываются те же деяния: совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий; сопряженные с посягательством на объекты федерального органа исполнительной власти в области обороны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной власти, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, а также на объекты топливно-энергетического комплекса и организаций оборонно-промышленного комплекса.
Частью 3 ст. 281 УК РФ установлена более строгая ответственность за
деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 указанной статьи, если они сопряжены: с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов; с причинением смерти человеку.
Совершение диверсии с указанными квалифицирующими признаками влечет лишение свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы.
12) О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации .
С 09.11.2024 Федеральным законом от 09.11.2024 № 383-ФЗ внесен ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Ужесточена ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, печатей или бланков, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (ч. 4 ст. 327 УК РФ).
Часть 4 ст. 327 УК РФ дополнена пунктом «а», предусматривающим уголовную ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, печатей или бланков, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Совершение указанных преступлений наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет.
В дополнение к лишению свободы может быть назначен штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, а также ограничение свободы на срок до одного года.
Кроме того, Федеральным законом от 09.11.2024 № 383-ФЗ часть 1 статьи 63 УК РФ дополнена пунктом «у», согласно которому совершение преступления лицом, незаконно находящимся на территории РФ признается отягчающим обстоятельством.
13. Возврат денежных средств за неоказанные услуги.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель вправе потребовать от исполнителя вернуть денежные средства за неоказанные услуги, в частности, если исполнитель сам отказался от исполнения договора, исполнитель по своей вине нарушил срок оказания услуг, а также если потребитель решил отказаться от соответствующих услуг по причинам, не связанным с нарушением обязательств со стороны исполнителя (п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708, ст. ст. 782, 783 ГК РФ).
Для возврата денежных средств за неоказанные услуги потребителю необходимо обратиться к исполнителю с письменной претензией.
В случае, если исполнитель игнорирует претензионные требования или отказывается возвращать денежные средства за неоказанные услуги, то потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, который, в свою очередь, вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений, а также привлечь исполнителя услуг к ответственности за нарушение прав потребителя.
Если в досудебном порядке спор с исполнителем разрешить не удалось, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту своих нарушенных прав. В случае удовлетворения судом заявленных требований, с исполнителя взыскивается штраф в размере 50% присужденной суммы.
14. Применение работодателем дисциплинарного взыскания.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить ряд дисциплинарных взысканий, а именно: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 192 Трудового кодекса РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, кроме того, не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии с действующим трудовым законодательством до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, которое направляется последним в течение двух рабочих дней. В случае непредоставления составляется соответствующий акт.
Важно отметить, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, его пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если последний отказывается ознакомиться с указанным приказом, то составляется соответствующий акт.
При этом дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
15. Сторонним организациям запрещено проводить экзамены для мигрантов.
Положениями ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на иностранных граждан в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента возложена обязанность подтверждения владения русским языком, знаний истории России и основ законодательства Российской Федерации в том числе наличием соответствующих сертификатов, выданных после прохождения экзамена.
09.11.2024 подписан Федеральный закон от 09.11.2024 №377-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.1 и 15.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», запрещающий сторонним организациям проводить экзамены для мигрантов.
Согласно введенным изменениям с 10.12.2024 экзамен по вышеуказанным дисциплинам будут проводить государственные учреждения из перечня, установленного Правительством, за плату, размер которой также определяется Правительством.
Вместе с тем государственные учреждения вправе привлекать подведомственные предприятия или уполномоченные организации к проведению и организации экзамена только в части приема документов, информационного обеспечения и организационно-технического обеспечения процедуры проведения экзамена.
16. Об утилизационном сборе на автомобили.
За каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые на территорию Российской Федерации или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно п. 6 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в отношении некоторых транспортных средств утилизационный сбор не уплачивается. Так, например сбор не уплачивается на ввозимые транспортные средства в РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1255 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждена ежегодная индексации утилизационного сбора на автомобили и специализированную технику на период до 2030 года.
Указанным постановлением с 1 октября 2024 года ставка сбора вырастет на 70 - 85 %, а затем ежегодно с 1 января будет индексироваться на 10-20 %. Сбор на дорожно-строительную технику будет проиндексирован с 01.01.2025 с последующим ежегодным увеличением ставки на 15 %.
В отношении отдельных видов спецтехники продлевается применение механизма, предусматривающего установление квоты, в рамках которой утилизационный сбор уплачивается с применением ставок, действовавших до августа 2023 года.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно. Таможенный орган проверит правильность исчисления утилизационного сбора в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня подачи расчета.
17. В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения.
В соответствии с Федеральным законом от 09.11.2024 № 381-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 351.8, определяющей особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда.
Под наставничеством понимается выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности). Содержание, сроки, форма выполнения такой работы указываются в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.
Размеры и условия осуществления выплат за наставничество работникам федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений определяются соответственно федеральными, региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами, работникам иных организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Конкретные размеры и условия осуществления выплат, которые устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, должны быть не хуже, чем размеры и условия осуществления выплат за наставничество, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями в соответствующей сфере.
Работник имеет право досрочно отказаться от осуществления им наставничества, а работодатель - досрочно отменить поручение о наставничестве, предупредив об этом работника не менее чем за три рабочих дня.
Закон вступает в силу 1 марта 2025 года.
18. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя
В соответствии со статьёй 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
В силу статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя.
В случае причинения вреда здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок возмещения такого вреда регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее-Закон № 125-ФЗ).
В этом же законе установлено право работника на компенсацию морального вреда. А именно абзац второй пункта 3 статьи 8 Закона № 125-ФЗ предусматривает, что возмещение застрахованному лицу, то есть работнику морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда. То есть ответственным лицом за компенсацию морального вреда в связи с причинением вреда здоровью вследствие профзаболевания является работодатель.
При этом законодательство не ограничивается ответственностью только того работодателя, при исполнении обязанностей у которого у гражданина было выявлено заболевание. Судебная практика допускает, что в случае, если профзаболевание у работника возникло в периоды работы у нескольких работодателей, ответственность компенсировать моральный вред возникает у всех работодателей.
В статье 237 ТК РФ определены порядок и условия возмещения морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. С требованиями о компенсации морального вреда, причиненного вследствие профессиональной трудоспособности в связи с профзаболеванием, работник может обратиться непосредственно к работодателю. Последний обязан возместить ему вред в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора или отраслевым соглашением, локальным нормативным актом работодателя.
В то же время на практике не исключены ситуации, когда работодатель не производит выплату компенсации морального вреда, либо выплаченная компенсация не устраивает работника. И тогда возникает вопрос-куда гражданин может обратиться для разрешения этого вопроса?
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом. То есть с неразрешенными вопросами между работником и работодателем, касающимися компенсации морального вреда, в силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за защитой своих прав гражданин вправе обратиться в суд общей юрисдикции.
19. «Определен порядок использования отгулов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни».
Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ внесены изменения в статью 153 Трудового кодекса РФ и определен порядок использования отгулов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Такой день отдыха по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
В случае, если на день увольнения работника имеется не использованный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, работнику при увольнении выплачивается разница между полагавшейся ему оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведенной оплатой работы в этот день.
Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
20. Ответственность за нарушение прав инвалидов.
Российская Федерация является социальным государством, наиважнейшей целью которого является обеспечение инвалидам равных наряду с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Так, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) за нарушение прав инвалидов предусмотрена ответственность в отношении граждан, должностных и юридических лиц в части несоблюдения социальных гарантий инвалидов в области трудоустройства, обеспечения им доступной среды, непредоставления сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, и т. д.
Согласно ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.
За необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного должностные лица подлежат наложению административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей (ч. 2 ст. 5.42 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 5.43 КоАП РФ за нарушение требований, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей.
По смыслу ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5000 рублей.
Положения ст. 9.13 КоАП РФ предусматривают ответственность должностных лиц за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 30000 рублей.
21. Установлен порядок подтверждения статуса многодетной семьи посредством предъявления двухмерного штрихового кода (QR-кода).
Приказом Минтруда России от 27.09.2024 № 513 утвержден Порядок подтверждения статуса многодетной семьи в Российской Федерации по месту требования с использованием сведений, предусмотренных пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2024 № 1725-р «Об утверждении единого образца удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи в Российской Федерации, и описания его бланка».
Согласно утвержденному порядку, в целях подтверждения статуса многодетной семьи по месту требования гражданин вправе представить двухмерный штриховой код (QR-код) или, при наличии технической возможности, пройти идентификацию и (или) аутентификацию с использованием Единой биометрической системы.
Подтверждение статуса многодетной семьи в соответствии с настоящим Порядком приравнивается к подтверждению данного статуса посредством представления удостоверения, единый образец которого утвержден распоряжением Правительства РФ от 29.06.2024 № 1725-р «Об утверждении единого образца удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи в Российской Федерации, и описания его бланка».
22. Внесены изменения в законодательство о средствах массовой информации.
Согласно п. «б» ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность пользователя соцсети, создавшего персональную страницу, объем аудитории которой составляет более 10 000 пользователей:
- предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие его идентифицировать (состав сведений и порядок их предоставления определяет Правительство РФ);
- не репостить на своей странице публикации, размещенные на персональных страницах, не включенных в перечень Роскомнадзора (ведомство будет вести перечень персональных страниц с объемом аудитории более 10 000 пользователей, в который занесет страницы тех владельцев, которые выполнили упомянутые требования, не распространяют информацию с нарушением требований законодательства РФ, а также информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено).
По требованию Роскомнадзора соцсети обязаны будут в течение суток с момента его получения ограничить доступ к персональной странице с аудиторией более 10 000 подписчиков до выполнения ее владельцем упомянутых выше требований. Кроме того, владельцев социальных сетей обязали:
- по запросу Роскомнадзора предоставлять сведения о пользователе социальной сети (состав сведений и порядок их предоставления определит Правительство РФ);
- размещать на персональных страницах с объемом аудитории более 10 000 пользователей социальной сети, информацию об их включении в перечень Роскомнадзора.
Ведение реестра социальных сетей осуществляется Роскомнадзором.
Для владельцев страниц с количеством подписчиков более 10 000, не включенных в перечень Роскомнадзора, поправками предусмотрен ряд запретов.
В частности, их владельцы не вправе размещать информацию, содержащую предложения об их финансировании, а также сведения о возможных способах финансирования, распространять на своей странице рекламу. Кроме того, предусмотрен запрет на репост их публикаций другими пользователями. Обязанность предоставлять по требованию Роскомнадзора сведения о пользователях предусматривается поправками и для организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями. Кроме того, они должны будут обеспечить возможность не получать без согласия пользователей сообщения от анонимных пользователей.
Вышеуказанные запреты вступают в силу с 1 января 2025 года.
23. Сроки оказания медицинской помощи человеку с онкологическим диагнозом.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Постановление Правительства № 2353) утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно указанному нормативно-правовому акту, срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию составляет не более 2 часов. Сроки ожидания прима врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами педиатрами участковыми с момента обращения в медицинскую организацию составляет не более 24 часов.
Приём узкими специалистами (окулистом, оториноларингологом, хирургом, неврологом и др.) должен быть организован не позднее 14 дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию. Время доезда до пациента бригад скорой помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме составляет не более 20 минут.
Важно отметить, что при подозрении у пациента онкологического заболевания или его наличия сроки оказания медицинской помощи:
- в случае подозрения на онкологическое заболевание консультации узких специалистов для пациентов должны быть организованы не позднее 3 рабочих дней. Кроме того, не позднее 3 рабочих дней с момента постановки диагноза врач-онколог устанавливает диспансерное наблюдение за пациентом.
- в случае подозрения на онкологическое заболевание сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований сокращаются до 7 рабочих дней со дня назначения исследований. - не более 7 дней со дня установления диагноза (состояния) отводится для оказания плановой специализированной (за исключением высотехнологичной) медицинской помощи для пациентов с онкологическим профилем.
24. Индексация страховых пенсий работающим пенсионерам.
Президентом России подписан Федеральный закон от 8 июля 2024 № 173-ФЗ, направленный на возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам.
Отдельные изменения также внесены в Правила выплаты пенсий, утвержденные приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. № 545н. Кроме того, уточнены положения, касающиеся порядка сообщения в территориальные органы Социального фонда России сведений о прекращении работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Принятым законом также предусматривается возобновление с 2025 года ежегодной индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии работающим пенсионерам наравне с неработающими.
Такая индексация не производилась с 01 января 2016 года. С 2025 года индексация будет проводиться для всех пенсионеров на одинаковых принципах, два раза в год: с 1 февраля - на индекс роста потребительских цен за прошедший год, с 1 апреля - исходя из роста доходов бюджета Социального фонда России.
Суммы индексации страховой пенсии за период работы в 2016–2024 годах будут выплачены пенсионерам после прекращения ими трудовой деятельности. Данные меры позволят обеспечить одинаковый уровень индексации пенсий для всех категорий пенсионеров, как работающих, так и неработающих.
25. Водительские удостоверения не будут выдавать иностранцам, к которым применен режим высылки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2024 № 1543 внесены изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Согласно изменениям, с 05.02.2025 одним из оснований для отказа в допуске к экзаменам на право управления транспортными средствами и выдаче российского водительского удостоверения будет применение режима высылки в отношении иностранного гражданина, обратившегося с указанными вопросами.
Правовой режим высылки устанавливается в отношении лиц, пребывающих на территории Российской Федерации без законных на то оснований, в целях обеспечения выезда из России или приобретения законных оснований для пребывания. Учет таких лиц ведется путем внесения сведений в реестр контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
26. Уведомлять наследников о долгах наследодателей будут нотариусы.
Федеральным законом от 23.11.2024 № 407-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Теперь после открытия наследственного дела нотариусы будут запрашивать в Центральном каталоге кредитных историй кредитные истории наследодателей и уведомлять наследников о долгах.
Информация из Центрального каталога кредитных историй и бюро кредитных историй предоставляется через единую информационную систему нотариата в электронной форме. Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения информации из Центрального каталога кредитных историй (при отсутствии кредитной истории наследодателя) и бюро кредитных историй (при наличии кредитной истории наследодателя), нотариус извещает наследников, подавших ему заявления о принятии наследства: об отсутствии кредитной истории наследодателя; об отсутствии неисполненных долговых обязательств наследодателя; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, об их размере, а также извещает наследников о наличии неисполненных долговых обязательств, сведения о которых получены нотариусом из иных источников.
Изменения вступают в силу 24.11.2025.
27. Как взыскать компенсацию морального вреда за оскорбление?
Ответственность за оскорбление предусмотрена ст. 5.61 КоАП РФ. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Для взыскания компенсации морального вреда за оскорбление необходимо обратиться в суд по месту жительства оскорбившего Вас лица.
При этом необходимо доказать какие физические и нравственные страдания Вам причинены в связи с высказанными оскорблениями, предоставив доказательства суду. В соответствии с п. 57 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», ст. 23, 24 ГПК РФ дела по требованиям о компенсации морального вреда, заявленным самостоятельно, подсудны районным судам.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, п. 53 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33, п. 20 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.03.2016, привлечение лица к административной ответственности за оскорбление не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда.
В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении, в т.ч. предусмотренном ст. 5.61 КоАП РФ, обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Таким образом, суд, принимая решение по иску, вытекающему из дела об административном правонарушении, решает вопрос о размере возмещения, при этом повторно не устанавливает вину оскорбившего истца лица.
28. Использование программно-аппаратных комплексов субъектами критической информационной инфраструктуры
С 01.09.2024 вступили в силу утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912 Правила перехода субъектов критической информационной инфраструктуры на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах.
К субъектам относятся государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сферах здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, банковской и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.
Отныне субъекты критической информационной инфраструктуры смогут использовать в работе только доверенные программно-аппаратные комплексы.
Переход на новое оборудование продлится до 01.01.2030. Исключение — отсутствие российских аналогов, которое необходимо подтвердить.
Программное обеспечение в составе продукта должно соответствовать определенным требованиям.
Информацию о планах по замене оборудования важно направить в уполномоченный орган, соответствующий сфере деятельности предприятия.
29. За нарушение законодательства о защите информации предусмотрена уголовная ответственность
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Статьей 272 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.
При этом под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
Охраняемая законом информация - сведения, для которых законом установлен специальный режим их правовой защиты (например, государственная, служебная, коммерческая и банковская тайна, персональные данные и т.д.).
Неправомерным считается доступ к конфиденциальной информации или информации, составляющей государственную тайну, лица, не обладающего необходимыми полномочиями (без согласия собственника или его законного представителя), при условии обеспечения специальных средств ее защиты.
Указанное выше деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
30. Административная ответственность работодателя за невыплату заработной платы при увольнении работника.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Такие гарантии закреплены в ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии с ч. 2 ст. 140 ТК РФ в случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
31. В 2025 году будет действовать Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков.
С 01.01.2025 Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков станет обязательным для банков и будет распространяться на договоры, заключенные после этой даты.
Согласно положениям Стандарта:
- банки будут обязаны при получении от заемщика вознаграждения за установление пониженной процентной ставки честно информировать его о том, какова разница в полной стоимости кредита, чтобы при принятии решения заемщик понимал, выгодна ли для него эта услуга;
- банк не вправе будет получать вознаграждение от продавца (застройщика) за установление пониженной процентной ставки по ипотеке, если это ведет к увеличению цены объекта недвижимости;
- запрещается длительное размещение средств ипотечных заемщиков на аккредитивах вместо счетов эскроу;
- в составе первоначального взноса нельзя будет учитывать сумму, которая возвратится покупателю после приобретения квартиры (кешбэк).
32. Установка шлагбаума во дворе дома
В соответствии с письмом Минстроя России от 19.09.2024 № 24783-ОГ/00 «Об установке шлагбаума во дворе дома» установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома.
Решение об установке должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников.
Кроме того, указано, что въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием, а также в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации.
Право пользования придомовой территорией должно быть предоставлено всем собственникам помещений в многоквартирном доме. Указанное право не может быть ограничено решением общего собрания.
33. Об обязанности выплат транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Физические лица на основании п.1 ст.363, п.1 ст.397, п.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать транспортный, земельный налог, налог на имущество физических лиц (имущественные налоги), а также НДФЛ (в отдельных случаях) в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) на основании полученных от налогового органа уведомлений.
Налоговое уведомление может быть направлено налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме (через личный кабинет налогоплательщика (далее - ЛКН), через Единый портал госуслуг).
Налоговое уведомление на бумажном носителе может быть направлено по почте заказным письмом. Также можно получить налоговое уведомление на бумажном носителе лично или через представителя под расписку в любом налоговом органе либо через МФЦ на основании заявления о выдаче налогового уведомления не позднее пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом такого заявления.
Если у налогоплательщика имеется доступ к ЛКН, то он получит налоговое уведомление в электронной форме через ЛКН. Налоговое уведомление на бумажном носителе по почте в таком случае не направляется.
При желании налогоплательщика получать налоговые уведомления на бумажном носителе, ему нужно направить уведомление об этом в налоговый орган лично (через представителя), в том числе через МФЦ, или по почте, либо в электронной форме через свой ЛКН.
В случае, если налогоплательщик не получил налоговое уведомление, он рискует пропустить срок уплаты налога, что может повлечь начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности.
Если налоговое уведомление не получено, то налогоплательщику следует обратиться с заявлением о его предоставлении в любую налоговую инспекцию, в том числе через МФЦ, а также можно направить информацию в электронной форме через официальный сайт ФНС России, в частности через ЛКН.
34. Федеральным законом от 08.08.2024 № 324-ФЗ повышена защищенность отдельных категорий работников.
Установлены требования к деятельности юридических лиц по трудоустройству граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (в числе прочего введена обязанность уведомлять федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления данной деятельности, определены требования к ведению списка трудоустроенных моряков, предусмотрена обязанность информировать моряков об их правах и обязанностях, а также обязанность обеспечивать компенсацию морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения юрлицом своих обязательств перед моряками).
Кроме того, принятым законом внесено уточнение, согласно которому размер пособия по беременности и родам женщинам, уволенным, в частности, в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариусов, адвокатов и пр.), теперь составит 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.
Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 01.03.2025.
35. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2024 № 1439 внесены уточнения в порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Установлено, что организация ликвидации накопленного вреда применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями.
36. Ужесточена ответственность за скрытие номеров автомобилей и других транспортных средств.
Федеральным законом от 14.10.2024 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» усилена ответственность за скрытие номеров автомобилей и других транспортных средств.
Введено отдельное наказание за управление транспортным средством с государственными номерами, установленными с помощью устройств, которые мешают распознавать регистрационные знаки или позволяют их изменить либо скрыть. Нарушителю грозит лишение водительских прав на срок от 1 года до 1,5 лет с конфискацией оборудования.
Кроме того, лишение прав на срок от 1 года до 1,5 лет теперь предусмотрено и за повторное управление транспортным средством: без номеров; с неверно установленными регистрационными знаками; с номерами, которые изменили либо оборудовали с применением материалов (не устройств), мешающих определять такие знаки и т.п.
37. О внесении изменений в законодательство о защите конкуренции.
В соответствии с Федеральным законом от 14.10.2024 № 344-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» с 01.03.2025 самозанятые включаются в круг хозяйствующих субъектов в рамках Федерального закона «О защите конкуренции».
Также уточнены определения монопольно высокой и монопольно низкой цены товара, полномочия антимонопольного органа, дополняются случаи выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
9 мая 2024 г.
Уважаемые земляки!
Примите сердечные поздравления с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!
8 мар 2024 г.
Прекрасные северяночки!
В этот день весны, красоты и нежности мы с огромным удовольствием вновь выражаем признательность и благодарность за то, что вы ежедневно украшаете мир, дарите нам повод для улыбки, а также стимулируете к большим достижениям и героизму.
23 фев 2024 г.
Уважаемые земляки!
От имени Совета и администрации Заполярного района поздравляем вас с Днём защитника Отечества!